В руинах Неаполя скифского. Часть вторая.

В руинах Неаполя скифского

В 1945 году из Москвы выехала археологическая экспедиция, возглавляемая П. Н. Шульцем. Ученые поставили перед собой широкую задачу: планомерно, в течение нескольких лет, исследовать предполагаемое местоположение Неаполя Скифского и прилегающие к нему районы. На возвышенности юго-восточнее Симферополя, где более века назад были найдены скифские рельефы, археологи наткнулись на остатки стены, сложенной из громадных глыб камня, промежутки между которыми засыпаны бутом. Это была мощная оборонительная стена более восьми метров толщины. По своим размерам она превосходила стены крупных греческих городов Причерноморья — Ольвии и Херсонеса.

За оборонительной стеной, снимая землю, слой за слоем, обнаружили остатки скифского дома с восемью вертикальными столбами, а неподалеку — развалины большого каменного сооружения с подвалом. Судя по обломкам цветной штукатурки, внутренние стены здания были покрыты красной, желтой и зеленой росписью. К зданию примыкали хозяйственные дворы и зерновые ямы с остатками пшеницы, ячменя и проса. По-видимому, это было общественное хранилище зерна, которое скифы вывозили в заморские страны. Об обширных торговых связях скифов дают представление обломки посуды, найденные в подвале. Здесь были обломки амфор — сосудов для вина и масла с клеймами из Афин и с острова Родоса, осколки мегарских чаш, синопской, книдской и пергамской керамики, посуды из Боспора и Херсонеса.

В руинах Неаполя скифского

Здесь нашли пряслицы, точильные камни, оселки, лощила и другие орудия производства. О сравнительно высоком развитии ремесла у скифов говорит открытая археологами в другом, близлежащем поселении керамическая обжигательная печь с образцами превосходной тонкостенной посуды, изготовленной скифскими мастерами.

В руинах Неаполя скифского

Большой скифский город, опоясанный мощной оборонительной стеной, возвышался на стыке древних торговых путей, соединяющих степной и предгорный Крым с побережьем Черного моря. В этом городе воздвигались монументальные здания своеобразного зодчества. Городская знать богатела, окружала себя роскошью и вела оживленные торговые сношения со всеми крупнейшими культурными центрами мира. Теперь уже нет сомнений, что именно здесь и находилась столица древнего государства скифов — Неаполь (Новгород).

В слоях земли, покрывших некогда цветущий город, сохранились следы, по которым можно прочитать историю Неаполя Скифского. Город начал отстраиваться в III веке до н. э. Тогда оборонительная стена достигала 3,5 метра толщины. Потом стены перестраивались и расширялись. Но вот в слоях земли резко выступает слой сажи, золы и угля. Какой-то огромный пожар охватил город на рубеже II и I веков до н. э. повсюду оставив следы разрушения.

В руинах Неаполя скифского

Эти свидетельства о бедствиях, обрушившихся на Неаполь Скифский, подтверждаются данными историков. В конце II века до н. э. понтийский царь Митридат выслал своего полководца Диофанта подавить восстание скифов в Боспорском царстве. Расправившись с восставшими, Диофант во главе объединенных понтийских и херсонесских войск вторгся в скифское государство, огнем и мечом прокладывая себе дорогу к Неаполю Скифскому. Город был разорен войсками Диофанта. Однако жизнь в городе не прекратилась, как это считалось прежде. Археологические раскопки, проведенные учеными, показали, что разрушенные здания восстанавливались и перестраивались. Город продолжал существовать еще в І—II веках нашей эры и только в III-IV н. е. обнаруживаются следы его увядания.

ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА

У городских стен Неаполя Скифского археологи впервые открыли надземную скифскую усыпальницу. Монументальный каменный мавзолей, по-видимому, имел деревянное перекрытие и во втором этаже стены из сырцового кирпича, но все это рухнуло внутрь, засыпав мавзолей дубовыми плахами и обломками кирпича. Расчищая мавзолей, здесь обнаружили 72 погребения и останки четырех коней.

Среди погребений выделялась каменная гробница. Археологи с волнением расчищали ее и, наконец, увидели остатки скелета. У ног его лежал шлем с бронзовыми украшениями, здесь же находились три железных копья, два меча со следами позолоты и золотой наконечник от чехла для стрел. Скелет оказался усыпан золотыми бляшками, то в виде звездочек и сердец, то в виде пчел, мух и особенно замечательных по своей тончайшей ювелирной отделке львиных головок с колечками в открытой пасти и круглыми подвесками на цепочках. Эти фигурки нашивались на кафтан. Как выглядела эта одежда, можно представить по расположению сохранившихся золотых нитей и чередующихся золотых бляшек, сливающихся в сплошной сверкающий узор. Кафтан был стянут поясом, а по нижнему краю подола шла полоса из волнообразных завитков штампованного золота. Золотые спирали обвивали рукава и шаровары покойного.

В руинах Неаполя скифского

Все облачение, переливающееся блеском золота, с колышущимися и звенящими во время ходьбы золотыми подвесками и цепочками, своей пышной парадностью и роскошью возвеличивало при жизни того, чьи кости лежали в гробнице. Очевидно, это был очень важный в скифском государстве человек — по всей вероятности царь. Какой же царь был похоронен в этой каменной гробнице? Казалось бы, по украшениям разрешить эту загадку вряд ли когда-нибудь удастся. Однако нашлись ключи и к этой тайне. Ученый антрополог и скульптор, М. М. Герасимов (тут у нас уже было статья о нем) разработал метод восстановления лица по черепу. Он успешно воссоздал облик многих людей, живших сотни и даже тысячи лет назад, в том числе и царя из каменной гробницы в Неаполе Скифском. И вот в восковом лице ученые увидели знакомые черты — они напоминали портрет царя Скилура на мраморном рельефе, найденном в 1827 году в селении Керменчик. Возможно, впрочем, что это случайное сходство.

царь Скилур

Реконструированный облик царя Скилура.

В мавзолее с царским погребением археологи нашли еще много замечательных вещей. Здесь был обнаружен деревянный саркофаг, но он истлел от времени и от него осталась только труха. Однако это не помешало исследователям восстановить его. Заливая гипсом пустоты в земле, образовавшиеся от фигурных деталей и скульптурных украшений (так называемого орнамента), реставратору удалось воссоздать первоначальные формы саркофага, а художник восстановил роспись по сохранившимся отпечаткам краски, присохшей к земле. Это был саркофаг изумительной художественной работы.

Расписанный розовой и голубой краской и позолоченный, он был украшен фигурным рельефом и орнаментом. Саркофаг покоился на фигурных ножках в виде грифонов и сфинксов, а на его углах возвышались позолоченные колонки. Погребение в саркофаге оказалось разграбленным еще в древнее время. Однако немногие уцелевшие женские золотые украшения свидетельствовали, что здесь погребена женщина. Судя по роскоши отделки саркофага, это была жена знатного скифа, по-видимому, царица.

В руинах Неаполя скифского

Вокруг саркофага в несколько ярусов один на другом стояли прямоугольные деревянные ящики с погребениями. По скифскому погребальному обычаю у изголовья и в ногах оставляли части жертвенных животных и сосуды для пищи и благовоний. Здесь же находились бронзовые зеркала, часто разбитые, как этого требовал скифский погребальный ритуал. Были здесь и золотые овальные пластинки, накладываемые на веки и губы покойного, чтобы отгонять «злых духов».

В мужских погребениях нашли много богатого вооружения и воинского снаряжения. У скелетов мужчин и подростков встречались железные ножи, а женские погребения поражали обилием бус различных форм из стекла и всевозможных цветных камней. Здесь нашли уникальные лепные курильницы, украшенные белым орнаментом искусной работы скифских мастеров. Были здесь и священные египетские жуки из сердолика с замечательным изображением на одном из них бородатого скифа и еще много золотых медальонов и орнаментированных бляшек, украшавших одежду. Но, несмотря на богатство утвари, эти погребения не могут сравниться с пышной роскошью царской гробницы. По-видимому, здесь были погребены именитые военачальники.

Мавзолей, сооруженный в конце II века до н. э., первоначально служил усыпальницей скифского царя, но потом в течение многих лет в нем хоронили именитую скифскую знать. Судя по найденным вещам, последнее погребение уже относится ко II веку н. э.

Автор: А. Штамбок.