Университеты средневековой Европы
Кандидат, доктор, член-корреспондент, академик. Еще бывают на свете студенты и аспиранты. Стройная иерархия! Но как и когда приобрела она свои современный вид? …Италия, Болонья, XII век. Уже несколько лет существует здесь прославленная школа по изучению права. Всех, кто связан с изучением права — и учителей и слушателей, жители города называют одинаково: студентами. Со всей Европы стекаются сюда студенты. Пришлые люди, они не имеют прав гражданства в средневековом городе, разделенном на цехи. Правда, император Барбаросса специальным указом взял под защиту тех, кто ради изучения наук вынужден покинуть родные земли и путешествовать.
В самом городе студенты, или, как их еще называют, схолары, создают свою корпорацию. Они сами выбирают преподавателей, единственный оплот авторитета которых — их общепризнанная ученость. Любого преподавателя называют доктором. И только в 1130 году Болонская школа (она к тому времени уже именуется университетом) официально вводит ученую степень доктора права.
Схолары Болоньи зачастую вступают в стычки с жителями. Иногда стычки кончаются тем, что все корпорации схоларов снимаются с места и открывают школу в другом месте. Но городским властям выгодно существование школы в Болонье. Поэтому от профессоров начинают требовать клятву — не побуждать студентов к выселению из города и нигде кроме Болоньи, не преподавать римское право. Стараясь удерживать схоларов, городское самоуправление вынуждено выдавать профессорам жалованье, и в 1315 году в Болонье существуют уже четыре платные кафедры.
Наибольшей известностью в области богословия пользуется Парижский университет, впервые присудивший в 1231 году степень доктора богословия. Вскоре после этого, в 1253 году, духовник короля Людовика Святого Робэр Сорбон создал в Париже специальную богословскую школу и приют при ней. Так возникла знаменитая Сорбонна.
Путь схолара от начала университетского образования до его завершения выглядел так: вначале схолар записывался на подготовительный, или «артистический» факультет. (Не поступал, а именно записывался, так как приемных экзаменов не существовало.) После подготовительного схолар переходил на один из «старших» факультетов — медицинский, юридический или богословский.
«Учебный план» средневекового университета показался бы сегодняшнему студенту очень странным. Лекции начинались около 5 часов утра и длились часа четыре. Каждый схолар состоял под опекой одного из профессоров. Учебников не существовало, и лекции записывались, причем студенты побогаче посылали для записи лекций слуг. Во время занятий студенты старших факультетов сидели на скамьях, а «артисты» — на полу, на соломе, «для привития послушания».
Вместе с лекцией важной формой обучения были диспуты, напоминавшие по своему внешнему оформлению турниры рыцарей. Раз в году, в какой-нибудь праздник, устраивался главный факультетский диспут, длившийся несколько дней, причем ежедневно дискутировали по нескольку человек.
Получение докторской степени было сопряжено с большими трудностями. Так, на одном из наиболее известных медицинских факультетов — в Монпелье — артист мог стать бакалавром не ранее, чем через три года учебы, потом следовала двухлетняя практика, потом — экзамен, после чего новому доктору вручали четырехугольный берет, золотой пояс, кольцо и книгу Гиппократа. В обязательный ритуал входила также пирушка для коллег и подарки товарищам, причем в некоторых университетах это предшествовало последней церемонии — присяге на верность университету.
Особенно утомительными были экзамены в Сорбонне. Здесь на схолара в течение дня — с шести часов утра до шести вечера — нападали не меньше чем два десятка оппонентов (каждый диспутировал по полчаса), причем сам схолар за это время не должен был ни отдыхать, ни есть, ни пить. В некоторых университетах в честь нового доктора стреляли из пушки. (В университете в Уппсале, Швеция, этот обычай сохранился до сих пор.) В средние века докторская степень приравнивалась к дворянству. Однако степень, полученная в одном университете, не сразу стала признаваться в других. Первое отступление от этого обычая связано с университетом в Тулузе: с 1233 года, по указу папы, каждый, получивший там степень, имел право повсеместного преподавания.
Университетские корпорации, возникшие в средневековых городах с их цеховым устройством сами имели четко выраженный цеховой характер. Ученик-схолар, подмастерье — бакалавр, мастер- магистр (у «артистов») или доктор (на старших факультетах). Схолары жили в «коллегиях» (прообраз студенческих общежитий) и делились на «нации» (прообраз землячеств). Во главе корпорации — выборный ректор. При университете состояли переплетчики, переписчики, книгопродавцы — они же обычно ростовщики, причем они охотно принимали в заклад рукописи; однако все они не были членами корпораций. (Может быть, от тех дней пошел обычай, бытовавший еще недавно в Латинском квартале Парижа: в первый день учебного года студенты торжественной процессией, в старинных одеяниях, некоторые — верхом на ослах, едут покупать бумагу.)
Члены корпорации были неподсудны городским властям и освобождались от круговой поруки по долговым обязательствам; они имели свою печать, свое знамя, свой герб. (Например, филина — символ мудрости.) Образование считалось чертой, связанной с принадлежностью к духовному сословию; отсюда вытекал обет безбрачия, требуемый во многих университетах. Даже во второй половине XVI века в Париже всем профессорам, кроме медиков, запрещалось жениться. Само слово «декан» взято из монашеского обихода: так называли начальника над десятью монахами. Одежда схоларов, напоминавшая монашескую, очень медленно заменялась светской: шпагу студенты начали носить лишь в первой половине XVIII века.
Часто, поучившись в одном университете, студенты переходили в другой — послушать знаменитого профессора. В отличие от странствующих рыцарей студенты для этого собирались в группы; иначе по тем временам, было небезопасно. Существовало специальное братство странствующих студентов — так называемые ваганты. Средства к существованию ваганты получали от представлений в городах и от сбора подаяния. В Англии в 1388 году парламентским указом студентам было официально разрешено нищенствовать, на это давалось особое разрешение университета, чтобы студентов не путали с остальными бродягами.
Эпоха Возрождения резко обнажила недостатки университетской схоластики. Бурный взлет гуманистической мысли не укладывался в каноны средневековой учености. Во Франции еще в 1530 году был создан «Коллеж де Франс», в котором, в противовес окаменелой программе Сорбонны, преподавались любые свободные курсы. Жалованье профессорам шло непосредственно из королевской казны, а сам коллеж вместе с придворной капеллой находился в ведении очень важного сановника — великого милостынераздателя» двора.
Продолжение следует.
Автор: А. Борисов.