Трагедия Помпеи

Трагедия Помпеи

Небо бывает беспокойным, и земля. Не успела Гея родить сыновей гигантов, из капель крови умершего Урана, как дети тут же пошли против богов Олимпа. На плодородных полях Флегры произошла ужасная битва. Олимпийцы победили, их союзник Геракл получил в награду бессмертие. Побежденных гигантов загнали в подземелья огромной горы Везувий, у подножия которой – недалеко от места сражения – и вырос маленький город Помпеи. Однако гиганты не оставили намерений покорить небо и первую попытку вырваться из подземного плена совершили в восьмой год правления императора Нерона: в зимний солнечный полдень, когда жители города отдыхали от дел и забот, а таверны были полны веселящегося народа, неожиданно со стороны горы донеслось глухое протяжное завывание. Затем последовали глухие толчки — земля задрожала, вздрогнула и лопнула. Виллы у подножия Везувия развалились, рухнули храмы, театры и жилые дома. Но в тот день титаны быстро устали – подземный гул прекратился, снова засияло солнце, и люди вернулись в свои дома.

Однако в середине августа 79 года, вскоре после вступления на престол императора Тита Веспасиана, земля опять задрожала, море потемнело и покрылось волнами. Затем наступила странная тишина, длившаяся два дня — замолкли птицы, исчезли насекомые, только выли и лаяли собаки и мычали коровы. Утром 24 августа, когда жара давила все живое гладь залива исчезла в ослепительном солнечном блеске, подземный толчок необычайной силы, сопровождаемый страшным грохотом, потряс землю. Вершина Везувия раскололась, и в небо ударил столп огня, каменный фейерверк скрыл солнце, небо почернело, и ясный день превратился в ночь. Разъяренные сыновья Геи наконец вырвались наружу и в последней битве с богами сгубили цветущие сады Кампании и города Помпеи, Геркуланум и Стабию…

Трагедия Помпеи

Помпеи основали древние оски примерно в VIII веке до н.э. Предполагают, что поселение, возникшее недалеко от моря в долине реки Сор принадлежало роду Помпеев. Позже его захватили греки, потом этруски и самниты. Потом город стал римской колонией и получил название Колония Корнелия Венерия Помпеянорум. Венера Помпеяна стала покровительницей города.

Римляне ввели свое городское управление, свои порядки и язык. Берег украсили дворцы придворной знати, превратив его в место отдыхи патрициев, философов и поэтов. С кораблей, входящих в Неаполитанский залив, открывается вид на уютный городок, словно лежащий в ладонях горных склонов – белые здания, черные кипарисы, статуи, улочки, благословенные воздух. Закат над Везувием, тихие туманные рассветы, утопающие в зелени портики вилл, виноградники и цветущие фруктовые сады – все было сметено в одно мгновение выброшенным в небо и рухнувшим на землю огнем. Через несколько дней после извержения глазам сторонних мореплавателей предстала мертвая, покрытая серым пеплом земля. Боги ушли, жизнь окончилась…

Помпеи

Существует странное очарование возвращенной, пусть не до конца, жизни. Сохранившиеся памятники старины всегда придавали человеческой жизни смысл, может быть, даже продлевали ее. В течение многих веков ветер носил сюда почву из дальних мест, сеял семена, подгонял тучи, дожди. В неведомой глубине земли лежал мертвый город, а сверху опять росли и зеленели сады. Лишь в XVII веке город был найден, а в XVIII веке начались планомерные раскопки. Помпеи очистились от затвердевшей пемзы и снова превратились в город, в котором можно жить. Уцелело внутреннее убранство жилищ, все найденные предметы были оставлены на своих местах. История гибели и воскрешения Помпеи подобна чуду – в город вернулись запахи, звуки, цвета и краски, и даже кажется на улицах чуть слышна незнакомая речь. Скомканные обрывки фраз, как эхо, вылетают из переулков, гудят в дверных проемах, шелестят у стен. Словно давным-давно горячая лава вжала в камни последние стоны и крики, не дала им рассеяться и исчезнуть, и они навсегда остались звучать у стен напоминанием о людях, которых покинули боги.

Трагедия Помпеи

Утро. Мы стоим перед выбеленной солнцем аркой Морских ворот. Отсюда мы начнем свое путешествие. Ступени, белые камни, можжевельник, лишайник, трава. Мощенная плитками дорога и въевшаяся в глыба колея — следы колес повозок и экипажей, проехавших здесь больше двух тысяч лет назад. Из мостовой выступают камни, по которым некогда прыгали помпеянки, подбирая повыше подол и недовольно глядя на дождевые ручьи. Вперемешку с помпеянками по улице скакали всадники, лошади сбивали копыта на камнях. Всадников и лошадей давно нет, но камни, иссеченные ударами копыт, живы. Мертвое – вечно. Когда идешь по улице, все кажется, будто кто-то шепчет у тебя за спиной. Прислушиваешься. Тихо. Впереди в слепящих лучах солнца лоснящиеся мощеные тротуары, обезглавленные колонны, пересохшие фонтаны, дома, в которых движете только горячий воздух Средиземноморья.

Жара. Лишь в окнах домов, в распахнутых дверях и в проемах арок чудится прохлада. Горячий воздух качает тени, и кажется, что сейчас скрипнет сзади телега, крикнет что-то погонщик мулов и несущий на плече амфору раб толкнет тебя локтем. Тогда улица наполнится живыми голосами, в фонтанах зашумит вода, станут ярче краски стен, а у зданий появятся верхние деревянные этажи – те, что сразу сгорели во время извержения.

Помпеи

К югу от Морских ворот корда-то возвышался храм Венеры Помпеяны. Между исчезнувшим храмом и главной аркой ворот находится антиквариум – выставки древнеримских статуй и скульптурных портретов. Здесь среди мраморных обломков теперь обитают бывшие жители города – грозящие небу мужчины, скрюченные рабы, обнимающие детей женщины. Во время раскопок в затвердевшем слое пепла археологами были обнаружены загадочные пустоты. Когда их залили гипсом получились точные копии людей погибших при извержении. Их позы, выражения лиц и пульсация жизни в каждом изгибе рук и ног вдруг высветили забытое время подобно вспышке света, сделали его прозрачным и слишком живым. Рядом еда: обуглившийся хлеб, яйца, рыба – и все оттуда, из нереальной глубины веков.

Помпеи

Застывшее прошлое начинает свой быстрый, засвеченный как старый кинофильм, рассказ. Около Геркулианских ворот погибла мать пытавшаяся убежать с тремя детьми — младенца она прижала к груди, а две девочки бежали рядом, уцепившись за платье. Мужчина нашел свою смерть, пытаясь унести козу, на шее которой висел колокольчик. Девушка в вышитых сандалиях умерла, закрыв лицо руками, а рядом застыл пытавшимся встать на ноги огромного роста мужчина, — возможно, ее раб. Жрец храма Исиды, спасая статую богини, задохнулся в развалинах Треугольного форума. В казарме гладиаторов погибла богато одетая молодая матрона — зачем-то она выбрала именно это утро для свидания с гладиатором. Владелец виллы Диомеда умер у выхода в портике перистиля — в руке он сжимал серебряный ключ, которым пытался отпереть дверь. Рядом с ним погиб его раб, несший фонарь и мешок с фамильным серебром. Собака, охраняя дом Везония Прима, задохнулась на своей цепи.

Продолжение следует.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.