Путями хазарского царства. Часть вторая.

Саркел

Над слоем земли со следами пребывания хазар, почти три метра в высоту занимают напластования, в которых сохранились памятники полуторавековой истории древнерусского города. Эти напластования дали еще больше находок, ценных для науки. Русское население жило не только в крепости, но и за ее пределами. Крепость сохраняла свое оборонное значение, и при приближении врага за ее стенами укрывались все окрестные жители. Внутри город-крепость сплошь застраивается жилищами, тесно прилепившимися друг к другу. Дома были небольшие, углубляющиеся на полметра в землю. Пол земляной; стены из бревен, досок или плетня, обмазанного глиной; крыши из тростника или соломы. Все это археологам удалось установить по обугленным срубам, отпечаткам досок и другим строительным деталям, в большом количестве найденным при раскопках.

Внутри дома обязательно была каменная или кирпичная печь, наверху которой часто делалась глиняная овальная площадка в виде сковородки для поджаривания зерен или печения лепешек. В одной хижине сохранился даже кусок лепешки из муки грубого помола. Около домов часто можно было встретить очаги для приготовления пищи летом. В полу жилища выкапывались ямы-хранилища, прикрытые сверху дощатым настилом и облицованные досками внутри.

Обильные находки земледельческих орудий — железных частей плугов, кос, серпов, мотыг, частей сошников; глубокие ямы для хранения большого количества зерна; жернова для помола и другие предметы сельского хозяйства показывают, что основным занятием населения Белой Вежи было земледелие. Русские расширили ассортимент сельскохозяйственных культур, возделывавшихся до них, и принесли в степь рожь, мягкую пшеницу, шестирядный ячмень и масличную культуру — кользу.

Из одного заброшенного, а потом засыпанного колодца было извлечено трепало для льна или конопли; значит население Белой Вежи культивировало эти растения. В отложениях русского периода найдено много хозяйственных отходов. Плотные слои слежавшейся рыбьей чешуи, вперемежку с рыболовными принадлежностями — крючками, грузилами, свидетельствуют о распространении рыболовства. Обнаружены и кости домашней птицы, которой не было у хазар, — мелких кур, гусей. У хазар было много собак; у русских появляется и домашняя кошка.

На высоком уровне стояло у жителей Белой Вежи ремесло. В древнем русском городе отрыты целые специализированные мастерские. В кузнечной мастерской сохранились остатки горна с поддувалом и деревянного корыта, в котором мастер, вероятно, закалял поковки. В углу кузницы свалена груда криц — кусков железа, выплавленного для переработки. Около них — большие клещи и другой кузнечный инструмент, много готовых изделий.

Обнаружены также остатки литейного производства — тигельки и формочки для плавления и отливки металлических украшений. В металлообрабатывающей и ювелирной мастерских делали кольца, оковки для деревянных и костяных предметов. Найдено много тонких ювелирных украшений из золота и серебра — височных колец, браслетов, серег, подвесок. В особой мастерской обрабатывался янтарь.

Значительное развитие получила у русского населения и обработка дерева, камня, кожи. Остатки тканей на некоторых скелетах показывают, что беловежцы одевались не только в холщевую и шерстяную одежду, но и в шелк и даже в парчу. Особенный интерес представляет выточенный в беловежской мастерской предмет из кости величиной с гусиное яйцо. Внутри его пропущен железный стержень, заканчивающийся с одной стороны заклепкой, а с другой — кольцом. Это был кистень — оружие, носившееся подвешенным на ремне. На нем видно пять личных клейм — знаков владельцев, к которым по очереди переходило это оружие.

кистень

Из отдельных уникальных находок в Белой Веже следует отметить высокохудожественной работы гребень из слоновой кости. На его лицевой стороне вырезан павлин среди растений; под ним очень живо представлена преследующая его собака. На обороте — дерево; справа от него человек борется со львом, слева — спешащий на помощь воин, вооруженный щитом. Эта вещь была, вероятно, завезена в Белую Вежу из Византии. Другой предмет — шахматная фигура слона с сидящим на нем погонщиком — попал сюда из Индии. Это доказывает, что Белая Вежа была связана торговлей со многими странами.

Последний период жизни древнего русского города ознаменовался большими испытаниями, выпавшими на долю его жителей. В раскопанных верхних слоях городища среди остатков пожарищ попадаются скелеты людей, погибших при разрушении города половцами. Под развалинами домов найдено много скелетов воинов. На одних следы ранений; у других в костях застряли стрелы и наконечники копий. Есть скелеты с перерубленными костями, со знаками сабельных ударов, даже обезглавленные и рассеченные на части. В одном из кирпичных погребов оказался скелет человека, видимо, смертельно раненного и пытавшегося выбраться из ямы, в которую он упал. Его руки цеплялись за края ямы. В таком положении он был засыпан обвалившейся стеной.

Саркел

Особенно ценными находками были древние русские надписи. На глубине двух метров, в слое слежавшегося за сотни лет мусора, были найдены глиняные черепки с надписями. На некоторых видны отдельные буквы, другие сохранили части слов. Много надписей-букв и на иных предметах: на роговой рукоятке нагайки, например, вырезана монограмма из трех переплетающихся между собой букв.

Археологи нашли два обломка сосуда, сделанного из красной глины в конце X — начале XI века. Когда эти обломки соединили, ученые заметили, что на них процарапаны какие-то надписи. На одном черепке можно разобрать слова, имена; на другом — отчетливо видна целая шестистрочная надпись, прочесть которую пока не удалось. Большое количество черепков с письменами дает основание предполагать, что грамотность была широко распространена среди наших предков.

Другая замечательная находка, относится к еще более раннему периоду — к концу VIII — началу IX веков. Под одной из башен оборонительной стены был открыт подкоп, ведущий из крепости. В конце подземного коридора, под грудой кирпича лежал скелет человека, пытавшегося, видимо, выбраться из осажденного города. Около него валялся небольшой пакетик с хной — краской, употреблявшейся на Востоке для окраски волос и ногтей. Ученые обратили внимание на то, что краска была завернута в клочок бумаги, оторванной, видимо, от книжного листа. Благодаря консервирующим свойствам краски до нас дошел редчайший образец бумаги. Изучением ее было установлено, что это сорт бумаги, который изготовлялся лишь в Самарканде в период с 750 по 810 годы. Таким образом, был открыт древнейший из найденных на территории Европы образчик бумаги. Он свидетельствует о тесных связях древних обитателей Белой Вежи со Средней Азией. Интересно, что краска, пролежавшая под землей сотни лет, полностью сохранила свои качества и при растворении приобрела яркоогненный цвет.

Наконец, в руки археологов попал клад вещей и монет, запрятанных в обломок большого горшка с просом. На монетах и вещах следы огня. Даты чеканки монет (907—952) показывают, что это, очевидно, следы пожара, возникшего при осаде крепости войсками Святослава (965 год). Клад состоит из свернутого пояса с многочисленными серебряными и позолоченными украшениями, а также ценного ожерелья из сердолика и большого количества монет, имевших ушки для привешивания.

Автор: И. Пиккеев.