Происхождение готов
Почитаем Иордана: «…готы со своим королем Беригом вышли из недр Скандзы, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону Океана… Вскоре они продвинулись на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам Океана… вытеснили их с собственных поселений. Тогда же они подчинили себе вандалов…» Один из кораблей отстал и причалил несколько позже. Отставших прозвали ленивыми — гепидами. «Эти самые гепиды… жили в области Спезис, на острове, окруженном отмелями реки Висклы». Очевидно, место высадки находилось где-то в областях Польского Поморья, вблизи Вистулы — Висклы — Вислы.
А что дает археология? В предримское время в этом регионе обитали племена так называемой оксывской культуры. Что это за народ, на каком языке он говорил, мы точно не знаем, есть разные версии. Явно лишь то, что они родственны своим южным соседям, жителям остальной Польши, носителям культуры пшеворской. У них и общий обряд погребения, сожжение, и общий обычай помещать в могилу согнутое или ломаное оружие, посуду — черные лощеные сосуды, зачастую с орнаментом в виде меандров и свастик.
Начиная с I века новой эры в Поморье происходят культурные трансформации. Из могил исчезает оружие, почему-то перестают помещать его в погребения. Сжигают теперь трупы не всегда, есть и трупоположения, могильники становятся биритуальными, то есть хоронят, выполняя два разных ритуала. И что очень важно и заметно — над могилами начинают насыпать каменные курганы или устраивать каменные выкладки. Меняется и посуда. Меньше черной лощеной, появляются сосуды с характерным своеобразным орнаментом из чередования плоскостей гладкой и нарочито ошершавленной (поляки говорят «хроповатой») поверхностей.
Распространяются новые формы украшений — золотые и серебряные грушевидные подвески, Б-видные скрепы для ожерелий, широкие пластинчатые, иногда спиральные, браслеты со стилизованными змеиными головками на концах. Сделаны эти вещи зачастую с применением филиграни и зерни, техники античной, ранее варварам не известной. Аналогичные формы украшений распространяются в это же время и в Скандинавии — в Дании, в Швеции. В пшеворской же культуре подобных изменений не наблюдается, она сохраняет свой прежний облик.
Новую культуру Рышард Волонгевич, щецинский археолог, предложил именовать культурой вельбаркской по одному из крупнейших могильников под Гданьском. Казалось бы, все ясно. Вот вам и готы. Но возникает одно противоречие, которое и смущало более всего Рольфа Хахманна. От Иордана мы знаем, что «правил пятый после Берига король», когда готы двинулись далее, к Черному морю. Другие источники с достоверностью фиксируют впервые готов в низовьях Дуная в 238 году.
Расчет прост. Если короли правили в среднем по двадцать — тридцать лет (маловероятно, чтобы в те неспокойные времена кто-то правил больше), то переселение Берига из Скандзы состоялось приблизительно в 80-130 годах. Но сложение новой вельбаркской культуры началось значительно раньше, с самого начала I века новой эры. Более того, римский историк Корнелий Тацит в своих «Анналах» описывает действия неких готонов еще в 19 году новой эры. Тогда они во главе с молодым вождем Катуальдой напали на царя племени маркоманнов Маробода и разбили его. Центр царства Маробода находился на территории современной Чехии. Маробод однажды чем-то обидел Катуальду, и тот, по наущению римлян, решил отомстить обидчику.
Как же выпутаться из возникающего хронологического противоречия? Остается предположить, что готы Иордана и готоны Катуальды — не одни и те же готы. Дело в том, что готы — не одно племя, а целая группа различных, хотя и родственных племен. Это сразу облегчает нашу задачу. Готоны жили, скорее всего, где-то в низовьях Одера, потому что именно здесь обнаружены богатые захоронения начала I века с наборами бронзовой и стеклянной посуды для винопития — римляне ими подкупали германских вождей. Пришли они, возможно, из Дании или через Данию — есть общие формы керамики.
А готы Берига появились позже. Бериг не был Колумбом, скорее Кортасаром. Поселились люди Берига на пустовавших землях Кашубско-Краенского поозерья в центре Поморья. Здесь археологи открыли целую серию вельбаркских могильников, имеющих каменные конструкции, во всех деталях совпадающие со скандинавскими, — концентрические круги, «колеса», треугольники, «домаррингеи». И они датируются действительно не ранее середины — второй половины I века.
Иордан же заострил внимание именно на этой группе готов, вероятно, не случайно. Он знал «исторические песни», которые распевались в Италии при дворе остготского короля Теодориха Великого из рода Амалов. В них, естественно, воспевались предки именно этого рода, хотя, очевидно, были и другие песни, но они до нас не дошли.
Автор: Марк Щукин.