Картахена, город, верный своему прошлому

Картахена

Глядя на вытянувшиеся вдоль знойных карибских пляжей кварталы фешенебельных небоскребов, невольно думаешь: вот поистине современный город, безропотно подчиняющийся требованиям международного туризма. Но это лишь поверхностное впечатление. Рядом с современными постройками высятся крепостные башни старой Картахены. Не раз в далеком XVII в. расбивались неприятельские атаки о неприступные стены этого города, расположившегося в живописной бухте на атлантическом побережье Колумбии.

Открытые в XVI в. сокровища Нового света вскружили головы европейцам, мысль об обогащении не давала им покоя. В XVII в., во времена пиратов и каперов (которые в отличие от первых подчинялись законам своей страны, получая от властей каперские свидетельства, разрешавшие захватывать корабли и товары враждебных государств), на берегах морей и океанов возводились укрепления, прочностью стен и бастионов во много раз превосходившие крепости средневековья.

Оборонительные сооружения строились достаточно надежными, чтобы выдержать огонь тяжелой артиллерии. Именно такими были испанские форты в Америке. Типичный пример тому — Картахена, единственная, пожалуй, крепость, сохранившаяся в своем первозданном виде.

Картахена

Знаменитый английский мореплаватель и капер Фрэнсис Дрейк, нападавший на испанцев в Мексиканском заливе и опустошавший побережье Чили и Перу, тот самый Дрейк, перед которым не устояла даже «Непобедимая армада», однажды потерпел жестокое поражение у стен Картахены, так и не сломив мужества ее защитников. В 1586 г. он вновь осадил крепость, которой на сей раз пришлось купить свободу ценой 100 тысяч дукатов, 200 чернокожих рабов и церковных колоколов. Такое унижение заставило Совет по делам Индий в Мадриде принять решение о создании в Картахене полного комплекса фортификационных сооружений: ведь этот порт, на который с вожделением смотрели пираты, имел для Испании жизненно важное значение, ибо он охранял пути, связывавшие ее со всей Южной Америкой и в первую очередь с вице-королевством Перу, этим перевалочным пунктом, через который текли в метрополию сокровища бывшей империи инков.

Вот почему так важна была Картахена для испанцев (как, впрочем, и для их врагов) и столь велико было стратегическое значение этого города, прозванного «ключом к перуанским Индиям».

Крепостные стены Картахены, перестраивавшиеся и укреплявшиеся на протяжении более чем двух столетий, являют собой великолепный образец фортификационного искусства, они не раз защищали город от посягательств голландцев, англичан и французов. Благодаря им сохранились до наших дней сокровища колониальной архитектуры.

Традиции первых поселенцев, в большинстве своем выходцев из Андалусии, живут в рисунке окон и балконных решеток, в очертаниях внутренних двориков, в языке и обычаях горожан. Выложенные каменными плитами бассейны и роскошные сады, окаймляющие улицы Картахены, наполняют воздух свежестью и придают городу неизъяснимое очарование.

Картахена

К счастью, прогресс не слишком изменил облик города. Благодаря продуманному генеральному плану и стараниям местных архитекторов сохранилась значительная часть первоначальной застройки. По ней и сегодня можно судить о былом великолепии Картахены. Со времен Петера Клавера (1580—1654), испанского миссионера, отправившегося в Америку просвещать чернокожих рабов, здесь живет дух героического гуманизма, который когда-то помогал смягчать жестокость инквизиции (в назидание потомкам место, где совершался ее мрачный ритуал, сохранено почти в неприкосновенности). Монастыри, церкви, фонтаны, мощеные улочки, маленькие круглые площади — все дышит очарованием старины. Сохранились даже помещения в толще городских стен, в которых укрывались горожане во время нападений англичан и французов и прятались боровшиеся за независимость креолы — бывшие узники устроенных здесь когда-то испанцами казематов.

Оригинальным архитектурным решением отличаются форты Сан-Фелипе-де-Барахас и Сан-Фернандо-де-Бокачика, некогда защищавшие вход в гавань. Изысканные дворцы и особняки воскрешают образ величественного и богатого города-порта, у стен которого начинались торговые пути, расходившиеся по всей Южной Америке.

Сюда стекались люди и товары, здесь рождались идеи и сталкивались честолюбивые стремления. В городе, где издавна бок о бок живут негры, мулаты, метисы и белые, царит особая атмосфера. Неслучайно именно здесь предпринимались многочисленные попытки объединить страны Латинской Америки. Свидетельство тому — подписанное здесь Картахенское соглашение. У обитателей колониальной Картахены аскетизм успешно уживался со страстью к риску и приключениям, а сегодня верность прошлому сочетается здесь с жизнелюбием. Город полон сил и энергии, и в этом убеждаешься на каждом шагу, а творческая активность его жителей опровергает утверждения тех, кто упрощенно отождествляет сохранение прошлого с застоем. Попадая в этот город-крепость, словно переносишься в колониальную эпоху, но дух прошлого не затуманивает головы ее жителей. Напротив, он помогает им решать проблемы сегодняшнего дня.

Картахена выдержала все: разрушительную силу времени, набеги пиратов и контрабандистов, пытавшихся растлить ее духом наживы, равнодушие сменявших друг друга правителей. Но главное — она сумела отразить натиск тех бесчувственных ревнителей прогресса, которые всегда готовы разрушить памятник колониальной архитектуры и водрузить на его место претенциозный бетонный куб, якобы символизирующий устремленность города в будущее. К счастью, этот замечательный город полон решимости сохранить свое прошлое.

Автор: Рената Дюран.