История масонов

масоны

К началу нового, XIX столетия реальный социальный потенциал масонского движения сошел на нет — общественная инициатива перешла к другим движениям, более соответствующим духу и потребностям нового времени. На смену абстракциям всеобщего братства и всемирной религии приходили конкретные политические программы, на смену мистическим ритуалам, заимствованным у средневековья, — простые и функциональные структуры массовых партий. И, тем не менее, масонство выжило, выжило, прежде всего, благодаря своей таинственности в сочетании с аполитичностью. Кстати, таинственность, конспиративность тоже были скорее ритуалом, чем действительностью: французская полиция знала о ложах все, что хотела знать, а когда Александр I пожелал запретить масонство в России, оно мирно угасло на долгие десятилетия, не сделав ни малейшей попытки бороться за самосохранение в подполье.

Масонские ложи постепенно перерождались в своего рода закрытые клубы — места для, как сейчас принято говорить, «неформального общения» представителей разных, не только дружественных, но зачастую и открыто враждебных политических группировок. Что касается обычных граждан, далеких от политики, то разве не стоит времени и денег возможность называть своим собратом какую-нибудь знаменитость?

В этой новой модификации элитарных клубов ложи возродились и в России, и случайно масонство здесь переживало второе рождение в начале XX века — одновременно с оживлением общественной жизни и появлением легальных политических организаций европейского образца.

Но ирония истории заключалась в том, что именно те особенности масонства, которые позволили ему выжить в изменившихся условиях, навлекли на него и целый шквал всевозможных нападок — шквал совершенно не соответствующий по мощности реальному значению «вольных каменщиков» в XIX и XX веке. Ритуальный и театральный фасад, давно уже не скрывающий ничего серьезного, породил множество спекулятивных и шарлатанских толкований в стиле того же Калиостро, только направленных не на возвышением масонства в глазах окружающей толпы, а, напротив, на всяческое его чернение.

Средневековые легенды оказались вывернуты наизнанку: шарлатаны-масоны «доказывали» прямую связь их организации с Господом Богом, а такие же шарлатаны — их противники, — механически заменяя Бога на сатану, возлагали на «каменщиков» ответственность за любые общественные потрясения. И прежде всего (поскольку честь изобретения антимасонской мифологии принадлежит католической клерикальной реакции) — за «безбожную» и «чудовищную» Великую французскую революцию. Вот характерное для сочинений такого рода название книги Августина Баруэля, переведенной на русский язык: «Волтерианцы, или История о якобинцах, открывающая все противо христианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы»

«Второе рождение» антимасонской мифологии автор «Невидимых империй» датирует семидесятыми — восьмидесятыми годами XIX века, когда «легенды XVIII и XIX веков самым причудливым образом переплелись с мифами реакционного национализма, набиравшего силу во всех крупных европейских странах. Шовинистам нужен был враг, в Германии им становился француз, во Франции — немец, но подлинно международной стала кампания против евреев, с которыми каким-то непостижимым образом стали ассоциировать масонство. Непостижимым, естественно, с точки зрения здравого смысла — первобытное мышление авторов книги «Франкмасонство — синагога Сатаны» и тому подобных сочинений работало по другим, специфическим законам. Нет, это замечание — не полемическая метафора соответствующий психологический эксперимент был проведен известным французким литератором и публицистом Лео Таксилем.

Таксиль и его приятели проделали следующее: в течение двенадцати лет они опубликовали целую библиотеку (тысячи страниц) откровенно пародийных «антимасонских» сочинений — «Дьявол в XIX веке», «Масонские убийства», — где живописались и дьявол, председательствующий на собраниях в ложе, и некая молодая особа, вышедшая замуж (!) за Асмодея и отправившаяся с ним на Марс, и таинственные убийства, якобы везде и всюду совершаемые масонами. В подтверждение предъявлялся… кусок хвоста беса Молоха? Как ни странно, все это издевательство не только было принято на веру, но и принесло веселой компании признание, деньги и большой авторитет в «антимасонской» среде, один из них даже получил за свою деятельность орден.

Надеюсь, читатель получит удовольствие от этой истории, весьма подробно изложенной в книге, но интереснее всего не сама мистификация и не ее скандальное разоблачение, а то, насколько мало этот «розыгрыш столетия» повлиял на дальнейшую судьбу антимасонских мифов. Придя в себя от смеха, Европа услышала продолжение тех же басен.

А кое кто из русских черносотенцев как ни в чем не бывало и в начале XX столетия продолжал ссылаться на труды Таксиля как на достоверный источник сведений о масонстве. Потом те же антимасонские мифы использовал Гитлер («всемирный еврейско-масонский заговор против Германии»), но они пережили Третий рейх, а сейчас очередной раз сменили идеологический камуфляж. К ним обращаются ультраправые группировки в разных странах мира.

Но и не только они. Давайте-ка процитируем «Религиозная окраска этой (масонской) идеи говорит о том, что у ее истоков стояли жреческие корпорации древневосточных государств. Эти корпорации сталкивались с конкуренцией других групп господствующего класса. Для борьбы с ними за власть и для надежного подавления эксплуатируемых и были разработаны принципы создания организации, на которых строится современное масонство. Высшие степени масонской иерархической лестницы могут занимать лишь левиты – «колено» служителей культа в храме Соломона (левиты существуют до сих пор). Именно левиты осуществляли идеологическую связь между иудаизмом и древневосточными религиями. Они сыграли первостепенную роль в создании организации “вольных каменщиков”».

Что это за чепуха? Кто ее автор? Калиостро, который, как известно, запросто беседовал с Иисусом Христом и порою терял ориентацию во времени и пространстве, что Англия ХVIII века, что Древний Восток все едино? Или Таксиль? Нет, не похоже — слог современный.

Не буду дальше мистифицировать читателя — отрывок взят из сборника «За кулисами видимой власти (Москва, «Молодая гвардия», 1984. с. 147). Любопытно, что таким способом к числу «левитов» оказались отнесены и уже упомянутый Филипп Орлеанский, и братья Наполеона, Жозеф и Люсьен Бонапарты, и Карл ХІІІ король шведский, и иные коронованные или близкие к трону особы, занимавшие как раз «высшие степени масонской иерархической лестницы».

Е. Б. Черняк, как уже отмечалось, не вступает в прямую полемику с такого рода сомнительной публицистикой. Но сумма фактов, изложенных в книге, позволяет сделать ряд выводов, не лишенных, как мне кажется, публицистического звучания: 1) масонство никогда не было и не является сегодня единой, централизованной организацией с конкретной политической программой, а тем более — силой, способной оказывать согласованное воздействие на мировую политику, 2) не существует достоверных свидетельств каких либо особых связей между масонством и сионизмом, хотя, наряду с католическими, англиканскими и прочими ложами, и существуют несколько лож иудаистской ориентации, никакого особого влияния они не имеют, 3) также нет доказательств деятельности масонства в бывшем Советском Союзе (соответственно, все распространяемые по этому поводу «разоблачения» не более достоверны, чем «дела» «промпартии», «военных заговорщиков», «врачей-вредителей» и т. д.)

А масонство… Что ж, еще в самом начале прошлого века А. Мезиер, автор вышедшей в Санкт Петербурге в 1906 году книги «В поисках правды и смысла жизни», высказал о нем трезвое и взвешенное суждение «В настоящее время, – писал он, – масонские ложи с их тайной, с их пустыми, смешными и ненужными обрядами кажутся нам чем-то уродливым и странным, но… в свое время они имели смысл и значение в русской жизни: они были первой пробой русской общественности».

Автор: И. Смирнов.

P. S. И немножко иронии для возможных русских посетителей: знайте, недавний украинский майдан тоже организовали масоны из бандеровской ложи.