Если бы мы остались живи… Последняя экспедиция капитана Скотта.
«Наконец-то мы их нашли! Боже, какой трагический поворот судьбы!» Такими были первые слова одного из участников поискового отряда, 12 ноября 1912 года обнаружившего палатку с погребенными в ней телами капитана Роберта Фолкона Скотта и двух его товарищей – Эдуарда Уилсона и Генри Бауэрса. По роковому стечению обстоятельств участники экспедиции не дошли всего 18 километров до ближайшей стоянки, где находились так необходимые им провиант и горючее.
Скотт родился в 1868 году. Еще в возрасте 13 лет его приняли юнгой на службу в британский королевский флот. На его счету – две серьезных антарктических экспедиции. Во время первой (1901-1904), исследуя побережье Земли Виктории, он открыл полуостров, названный полуостровом Эдуарда VII. Вторая экспедиция, тоже организованная и возглавленная Скоттом (1910), привлекла к себе еще более пристальное внимание общественности.
Судно «Терра Нова» вышло из Новой Зеландии 26 ноября. Однако уже прямо перед отправкой Скотту стало известно, что норвежский исследователь Руаль Амундсен отправился в экспедицию, преследуя ту же самую цель – добраться до Южного полюса. Тем не менее на мысе Эванс Скотт разбил лагерь, с тем чтобы следующей весной все-таки двинуться заданным маршрутом. Всю зиму участники экспедиции серьезно занимались подготовкой к походу и проводили различные научные исследования. Так, Бауэре, Уилсон и Апсли Чери-Джерард совершили свое знаменитое зимнее путешествие к мысу Крузера с целью изучения жизни и повадок императорских пингвинов.
Итак, 26 октября 1911 года экспедиция из 16 человек, оснащенная моторизованными санями, с десятью лошадьми в обозе, на собачьей упряжке выехала из базового лагеря. 1 ноября к ним присоединился и сам Скотт. Однако уже через 80 километров неожиданная поломка мотосаней плюс плохие погодные условия сбили график движения команды. Экспедиция тогда разделилась на несколько групп.
Пятеро – Скотт, Уилсон, Бауэре, Лоренс Отес и Эдуард Эванс – вошли в состав партии, продолжившей штурм полюса. Когда смельчаки двинулись вперед через Полярное плато, силы их уже были на исходе. 16 января они наткнулись на следы саней, принадлежащих норвежской экспедиции. Амундсен обошел их приблизительно на месяц. Южного полюса команда Скотта достигла на следующий день. Однако назад из полярников не суждено было вернуться никому.
Последняя фотография экспедиции Скотта.
Здоровье Эванса начало сдавать первым. В результате полученных травм он умер 17 февраля. Лоренс Отес не смог больше двигаться вперед к середине марта. Понимая, что он является причиной задержки своих товарищей, со словами: «Мне нужно ненадолго выйти», – он покинул палатку и больше в нее не вернулся. Оставшись фактически без еды и горючего, Скотт, Уилсон и Бауэре продолжали бороться за жизнь. Однако снежный буран застиг их всего в 18 километрах от следующей стоянки.
Наступившей весной поисковая партия с мыса Эванс обнаружила палатку с телами погибших. Там же был найден и дневник капитана Скотта, в котором мужественный полярник оставил «Послание к общественности», заканчивающееся словами: «Если бы мы остались живы, я поведал бы о смелости, выносливости и мужестве моих товарищей. Такая повесть взволновала бы сердце каждого англичанина. Но сейчас об этом смогут рассказать лишь скудные записи и наши мертвые тела…
Фотолетопись экспедиции была сделана фотографом. Первым профессиональным фотографом, побывавшим в Антарктике. Фотографом, которого в свое время называли «художник камеры». Пойнтинг так настойчиво уговаривал всех членов экспедиции ему позировать, что командой был даже придуман новый глагол – «поинтировать». Что означало примерно следующее: «позировать во всевозможных неудобных положениях до тех пор, пока не замерзнешь».
Пойнтинг также упрашивал капитана позволить ему сопровождать отплывающую с мыса Эванс основную экспедицию. Однако Скотт отказал, мотивируя тем, что они не смогут транспортировать тяжелую фотографическую аппаратуру. Что если у них и найдется какое-то свободное пространство, то предназначено оно будет исключительно для запасов пищи.
Запечатлев на своих снимках начало экспедиции, оставшиеся до отплытия на родину летние месяцы Пойнтинг посвятил себя изучению и фотографированию дикой природы. Он так ничего и не узнал о трагической гибели участников экспедиции до возвращения в Европу.
Умер Герберт Пойнтинг в 1935 году. Спустя несколько месяцев после его смерти коллекция негативов на стеклянных пластинах была продана сыном фотохудожника. Вырученные деньги пошли на покрытие долгов отца.
1911, 22 июня. Наше Рождество
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.