Археологическая находка – исторический источник
Находка археологов Германии (смотрите прошлую статью), бесспорно, редкая. Но ценность археологических находок определяется в большинстве случаев не их редкостью, не весом заключенного в них драгоценного металла, даже не их художественной значимостью, хотя, безусловно, это все и очень важно, а теми сведениями, которые такие находки могут дать о жизни и истории оставившего их племени или народа. Иначе говоря, археологическая находка — это, прежде всего, исторический источник. Вот с этой точки зрения и нужно оценить открытие славянского языческого святилища.
В древности таких святилищ, как можно думать, было много. Некоторые исследователи полагают, что святилища, может быть и не по одному, были у каждого племени. Это предположение подтверждается словами известного хрониста Титмара: «Сколько племен, столько и богов». Иногда в летописях встречаются описания таких святилищ. «Повесть временных лет» говорит, что в созданном князем Владимиром Святославичем в Киеве языческом пантеоне главное место занимала статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами.
Однако открытие их археологами — дело необычайно редкое. И не потому даже, что их разрушило время. Основная причина проста: по принятии христианства, на «поганых» местах (кстати, «поганые» раньше и значило «языческие») строились христианские церкви, чтобы заставить людей, приходивших поклоняться на привычные места, чтить нового Бога, «дом» которого сменил старое капище, и, значит, отказаться от старой религии. Поэтому-то при раскопках так редко и удается найти языческое капище.
Но не поняв древней идеологии (а она-то как раз и выражалась в религии, во всех тех представлениях древних людей, начиная с представлений о происхождении человека, отношениях членов общества, о моральных принципах, погребальных обычаях, форм и сюжетов искусства и т. п. и кончая вопросами мироздания и космогонии) — не поняв всего этого, нельзя понять и древнюю историю, к которой бесполезно подходить с меркой современных понятий. Историки интенсивно изучают и язычество, и христианство. Христианская религия возникла не на пустом месте. Она вобрала в себя или приспособила для своих нужд элементы других религий. Ведь многие, казалось бы, христианские обряды восходят к каменному веку.
Понять идеологию наших предков помогает изучение древних языческих религий, древних святилищ, подобных открытому в Германии.
Богов своих язычники создали по своему образу и подобию. В знаменитом святилище на острове Рюген стояла четырехликая статуя бога Святовита, в Киеве златоусый Перун был окружен другими человекоподобными богами. Неудивительно, что на крыше храма в Большом Радене, по реконструкции немецких археологов, находились деревянные схематические изображения человека. Впоследствии такие изображения появляются даже в христианских церквах. Внутри деревянной церкви XII века, например, в этнографическом музее в Осло имеются колонны, увенчанные ликами, в которых норвежские ученые видят языческих богов.
Наконец, два слова о проблеме, которая, как я думаю, вызовет вопросы читателей. Как славяне попали на территорию Германии и что с ними потом стало? Славяне поселились там в седьмом веке нашей эры. Это был период расселения славян. Северо-западных славян впоследствии потеснили германские племена, но некоторые славянские общины дожили там до наших дней, и сейчас в Германии живут потомки славян, сохранившие многие древние обычаи. Известны и другие примеры поселения племен и народов в иноплеменной среде. Например, монголоязычные калмыки пришли в междуречье Волги, Урала и Дона лишь в начале XVII века. Значительная часть карел живет в Калининской области, переселившись туда из Приладожья в XVI—XVII веках.
Автор: Д. Авдусин.