Как рождались деньги. Часть первая.

деньги

С незапамятных времен самые необычные предметы служили деньгами. Они использовались в торговле и способствовали укреплению политической и социальной жизни. Бусы и браслеты из ракушек, жемчужин, зубов, костей и перьев, кусочки камней и металла, керамические изделия, лоскутки ткани — таковы экспонаты, выставленные в разделе «древних денег» во многих музеях мира; в этом качестве их рассматривают и ученые в трудах по этнографии и археологии.

В то же время существуют другие подобные предметы, которые считаются украшениями, хотя нет подтверждений тому, что их использовали именно в декоративных целях, а не как деньги. Однако тот факт, что они хорошо сохранились, свидетельствует о том, что владельцы дорожили ими, а физические характеристики указывают на их неутилитарное назначение. Это дало повод археологам и историкам говорить об исключительно декоративных функциях этих примитивных драгоценностей, которые в действительности использовались также и как деньги.

ДЕНЬГИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Еще Аристотель более двух тысяч лет назад отмечал, что задолго до появления денег люди отдавали то, чем владели в избытке, в обмен на то, чего им недоставало (такая практика называлась тогда «метадозис»). В работах этнологов описываются существовавшие в очень древних (с ярко выраженной иерархической структурой) культурах весьма сложные системы обменов — кула в западной части Тихого океана, билаба и малаки в Центральной Африке, потлач на северо-западном побережье Северной Америки. Поэтому деньги — как выражение социальных отношений, предполагавших иерархию и господство одних над другими, — не являются изобретением нового времени.

Они возникли в еще более древние эпохи, чем цивилизации Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока, Центральной Америки. Обращение ценных предметов внутри этих человеческих сообществ (и между ними) было явлением универсальным и в известном смысле предвещало двойную функцию денег и как средства обмена, и как счетной единицы.

Но в них основные функции денег не были еще чисто экономическими: они во многом несли на себе отпечаток существовавших тогда систем родственных отношений, политических союзов, верований и культов, чем в первую очередь и определялись обеспечение рабочей силой, организация производства и порядок распределения богатств.

Деньги, или в данном случае «палеоденьги», были активным инструментом общественной жизни. Они использовались при отправлении обрядов, связанных с рождением, браком, поминанием усопших, и церемониях, возвещавших объявление войны либо заключение мира; ими возмещали нанесенный физический и моральный ущерб, наконец, они служили средством, с помощью которого пытались умилостивить богов плодородия и смерти.

Однако ими еще не погашали долгов, не платили за работу или за купленный товар. В то же время у них были и черты, типичные для денег наших дней: их было мало и, значит, хватало далеко не всем и, кроме того, они, как и современные деньги, сами по себе не имели какой-либо действительной ценности. «Палеоденьги» также предвосхищали собой экономическую и политическую природу современных средств обращения: с одной стороны, они устанавливали стоимость разных видов деятельности и материальных продуктов (и тем самым выступали как предшественники современных «стандартизированных» платежных средств), а с другой — выражали и укрепляли иерархическую систему в отношениях между отдельными людьми и их группами.

НЕ ПРОСТО ОБМЕН

Таким образом, системы товарообмена в древних сообществах были гораздо более сложными, нежели просто меновое хозяйство. Уже с самых ранних времен товары перемещались на огромные расстояния. Например, такие предметы торговли, как янтарь и обсидиан, обнаруживаются в сотнях километров от мест их происхождения: с юга Австралии их перевозили на северное побережье Новой Гвинеи или с берегов Черного моря — на территорию нынешней Польши и в Рейнскую область. А жившие еще в эпоху позднего палеолита (35 000—10 000 лет назад) кроманьонцы в бассейне реки Дордонь (на юге Франции) в качестве орудий производства использовали раковины с побережья Атлантики, то есть из районов, удаленных от них на две сотни километров.

На более поздней стадии развития в разных обществах стали специализироваться на производстве тех или иных конкретных изделий, выступавших как средство платы за продукцию, созданную представителями других групп. Образцами таких товаров являются каменные топоры, бруски соли, гончарные изделия и накидки из древесного луба. Еще позже появились и особые группы людей, которые брали на себя роль посредников в товарообмене, преодолевая при этом расстояния в десятки и даже сотни километров.

Это, конечно, уже далеко не простое меновое хозяйство, в котором товары передавались друг другу прямо и непосредственно, без промежуточных сделок. Однако развитие объективно действующей системы сопоставления ценностей различных продуктов и изделий было тогда весьма ограниченным. Цены обмениваемых товаров выражали, прежде всего, социальные отношения между индивидами и общинами. И рынок не был еще движущей силой развития денежных отношений.

Автор: Жан-Мишель Серве.