Динары халифов
Во времена Мухаммеда, то есть в начале VII в., арабы денег не знали. Возможно, в них просто не было необходимости: кочевые племена, для которых главным мерилом благосостояния был верблюд, вели в основном натуральный обмен, а в таких торговых центрах, как Мекка и Медина, крупные сделки совершались с помощью золотых византийских и серебряных персидских монет.
Первые арабские завоевательские походы (636—655), вырвавшие из состава Византийской империи Сирию, Палестину и Египет на западе и разорившие Персидскую империю Сасанидов на востоке, принесли огромную добычу в виде изделий из драгоценных металлов; было захвачено много золотой и серебряной посуды и монет. Но создание нового средства обращения не было тогда целью ислама, главным делом которого была священная война.
Новые мусульманские владыки с легкостью переняли денежные системы завоеванных стран, оставив их практически неизменными. На востоке продолжали чеканить серебряные драхмы с изображением покойного царя из династии Сасанидов Хосрова II. Правда, теперь на монетах появилась надпись на арабском языке: «Во имя Аллаха». В странах Средиземноморья старые золотые солиды и бронзовые фоллисы также остались без изменений, по-прежнему на них изображались византийские императоры Константин II или Гераклис и его сын. Иногда на них появлялась надпись на арабском языке, а христианский символ — крест, — часто встречавшийся на византийских монетах, наоборот, снимали. (К слову примерно в это время у арабов впервые появляется такое понятие как кредит – давание денег в долг под проценты).
По-настоящему централизованное управление сложилось в исламской империи только с приходом к власти в 661 г. династии Омейядов. Первые попытки чеканить монету (почти исключительно бронзовую) с мусульманской символикой имели место в Сирии и Палестине во время правления (685—705) халифа Абд-аль-Малика: в Дамаске, Эдессе и Иерусалиме появились монеты с изображением халифа, возложившего руки на ножны меча, в обрамлении арабской вязи.
Появление динара
В 696 г. халиф Абд-аль-Малик ввел на всей территории империи единую денежную систему, отвечавшую потребностям как внутренней, так и международной торговли. Для крупных торговых сделок использовался теперь золотой динар весом 4,3 г. Серебряными дирхемами весом 2,8 г выплачивали налоги и жалованье, а для повседневных покупок служили мелкие медные монеты — фелсы. Относительная стоимость этих монет не фиксировалась, а изменялась вместе с ценой соответствующих металлов. Например, динар стоил сперва 10 дирхемов, а затем цена его возрастала, составляя в разные периоды до 14 и даже 20 дирхемов. Стоимость дирхема также была различной — от 16 до 24 фелсов, потому что вес самого дирхема был неодинаковым в разных провинциях.
Новые монеты по сути своей во многом были аналогичны иноземным, вошедшим в обращение раньше. Динар — наследник и соперник византийского солида — получил свое название от римского денария. Дирхем по размеру и стоимости был близок к персидской драхме, а фелсы — к римским и византийским фоллисам.
Однако внешний вид новых денег совершенно переменился. Исчезли аллегории и пышные титулы, прославлявшие правителей, и их изображения. Монеты были исламскими и потому восхваляли только Аллаха. Даже имя халифа не появлялось на них, и, поскольку Пророк отрицательно относился к изображению людей и животных, единственным украшением монет стали символы веры, начертанные изящным куфическим письмом. (К сожалению, на такие монеты нельзя было оформить кредит онлайн, как это обычно делают в современном мире).
Это был, конечно, решительный отход от традиции, укоренившейся в странах Ближнего Востока и северной Африки, где на монетах обычно выбивали портрет владык или городские гербы. Однако новые деньги стали очень долговечными: последние из них были выпущены в Йемене около 1960 г. Новая система оказалась весьма современной в том смысле, что ни одно государство до той поры не обозначало своих денежных единиц с такой исчерпывающей точностью: арабы первыми начали чеканить на монетах название, место и время выпуска (последнее — в соответствии с мусульманским календарем, в котором летосчисление ведется со времени хиджры Пророка). В западных странах обычай указывать на монетах время их изготовления начал распространяться лишь в XV в.
Динары чеканились только в столице империи Омейядов — Дамаске, а дирхемы — во многих крупных городах. Самые известные монетные дворы были в Дамаске и Васите (основан в 703 г. в долине Тигра, к северо-западу от Басры, в Ираке). Уже одно перечисление монетных дворов в городах различных стран — от Испании (Кордова) до Туниса, от Азербайджана до Афганистана (Балх) и Пакистана (область Синдх) — свидетельствует о гигантских размерах былой исламской империи.
В 750 г. Омейяды были свергнуты, их сменила новая династия — Аббасидов. Шире стала развиваться торговля, и поэтому в VIII и IX вв. арабские монеты получили еще большее распространение. Новая столица Багдад, основанная в 762 г., быстро стала экономическим центром державы, где сосредоточились ее богатства. На открытом здесь монетном дворе чеканились золотые и серебряные монеты — в стиле прежних династий, но теперь они несли на себе имя халифа, а позднее — даже имена управителей провинций. Поскольку в Испании, Северной Африке и на востоке Ирана правители вели себя все более независимо, облик чеканившихся там монет стал постепенно изменяться.
Распад империи
Восстание Бундов в Иране в 945 г. положило конец централизованной политической власти династии Аббасидов. С этого времени в мусульманском мире уже не было единого средства обращения. Названия «динар» и «дирхем» сохранились, но теперь их соотносили с золотыми и серебряными монетами, имевшими разный вес и содержание драгоценного металла; различными были и надписи, отражавшие политические амбиции и финансовые возможности династии, которая их чеканила. Единственным исключением в этом политически и экономически нестабильном мире был Египет в период правления династии Фатимидов (969—1171). Будучи процветающим государством, контролировавшим поступление золота из Судана, Египет, занимавший стратегически важное положение на перекрестке главных морских торговых путей, продолжал чеканить «добрые» золотые динары.
Монгольское нашествие в XIII в. разорило весь мусульманский Восток. Багдад был разграблен в 1258 г., халиф из династии Аббасидов казнен, и в результате исчезли последние остатки той системы денежного обращения, что была задумана когда-то халифом Абд-аль-Маликом. Вскоре во всех мусульманских странах сложились собственные системы обращения, стали чеканить свою монету. И лишь после возникновения Османской империи мусульманский мир вновь пустил в обращение общую денежную единицу. Первой турецкой монетой стала серебряная акче, весом сначала 1,2 г, позднее — 0,8 г. В 1478 г. появился золотой алтын. Эти монеты имели хождение от Алжира до Турции, были известны даже на Балканах.
Однако эта денежная система не обладала стабильностью прежней. Серебро, поступавшее в Испанию из копей Южной Америки, расшатывало ее, и, хотя она претерпела ряд изменений и реформ (в частности в 1688 г.), по-настоящему она так никогда и не смогла противостоять денежным единицам западных стран. Рисунок монет, выпускавшихся в то время, основывался на древней традиции: изображений на монетах по-прежнему не было, но в надписях прославлялось имя султана, и часто воспроизводились его печать, имена и титулы.
В наши дни все страны мусульманского востока имеют свои сугубо национальные денежные знаки. И времена, когда основной функцией денег было прославление имени Аллаха — роль, выходящая за пределы политических границ и не соответствующая их экономическому предназначению, — остались далеко позади.
Автор: Жерар Кребс.