Галилео Галилей – и все-таки она движется
Давним давно, в далекой при далекой галактике, когда еще не космические не корабли не бороздили не просторы не нашей вселенной, где-то на задворках Млечного пути жила-была одна зеленая планета, которая весело вертелась вокруг маленькой звездочки. И на этой планете жили всякие разные интересные существа, маленькие букашки и муравьи, в воде плавали рыбки (и рыбища), в воздухе летали птицы, а по земле бегали, лазили, ползали разные животные, но самыми интересными из них всех конечно были загадочные умные существа с двумя руками, ногами и головой сверху, которые называли себя людьми, а свою планету Землей, а маленькую звездочку (которая не такая уж и маленькая) Солнышком. Вот только эти люди (то есть мы с вами) не всегда были такими умными и подкованными (хотя и сейчас мы не слишком умные), в частности в вопросах астрономии, и по наивности (а может просто из детской любви к красивым сказкам) на протяжении веков верили в различные интересные байки. Скажем, что наша Земля плоская, и стоит на трех гигантских слонах, которые в свою очередь стоят на еще более гигантской черепахе (А может и вправду стоит?).
Но со временем среди людей стали появляться всевозможные умники, которые себя гордо называли учеными и исследовать все-все-все. И вот уже один юноша, хотя не просто какой-то там юноша, а сын самого египетского фараона, а заодно один из крупнейших ученых своего времени, Евклид Птолемей открывает великую научную сенсацию (конечно, на то время) – Земля то круглая! Вот так, и нет никакого края земли, с которого можно свалиться, и упасть на голову тем бедным слоникам (которые без выходных и отпусков, бедняги вынуждены держать наш мир на своих могучих спинах), или гигантской черепахе или еще кому-то. Впоследствии это подтверждают и другие ученые исследователи и просто путешественники, скажем, великий мореплаватель Фернанд Магеллан, специально плававший аж за «Кудинкины горы», чтобы убедиться, что Земля круглая. И убедился, эмпирически, совершив первое кругосветное путешествие.
Но круглая то круглая, пусть будет себе круглой, вот только почему в одну пору года тепло, а в другую холодную, почему даже в течении дня, то светло, то темно, – очевидно над такими вопросами ломали свои головы ученые древности, которые в один прекрасный и может даже солнечный день пришли к гениальному выводу: все просто, Солнце вращается вокруг Земли! Именно так, впоследствии это утверждение было принято как неоспоримая научная истина, аксиома и люди на протяжении многих веков свято верили в то, что наша маленькая планета под названием Земля ни много ни мало, а центр вселенной и все вертится вокруг нее, и солнце, и звезды, и все другие планеты. Все верили, пока однажды, тоже во время прекрасного и возможно солнечного дня 18 февраля 1564 года в семье обедневшего итальянского аристократа Винсента Галилея не родился мальчик – Галилео Галилей.
В 1575 году семья Галилеев переезжает во Флоренцию, тогдашнюю Мекке искусства, науки, настоящую колыбель итальянского ренессанса. Отец отдает сына учиться в школу при монастыре Воламбросо, где он изучает так называемые 7 искусств: грамматику, риторику, диалектику, латинских и греческих писателей. Отец хочет, чтобы сын стал врачом, считая это самой почетной и одновременно прибыльной профессией, но маленький Галилео захвачен, да где там захвачен, просто заворожен, до безумия влюбленный в геометрию и математику, с их таинственной магией чисел и форм. Вот уже в 1581 он поступает в Пизанский университет, где знакомится со своим первым и любимым учителем Стилео Ричи, который на своих занятиях не только вдохновенно разбирает всевозможные математические проблемы, но и применяет математику к практической механике и особенно гидравлике.
Чуть позже происходит встреча с еще одним известным математиком – Гвидо Убальдо дель Монте, автором учебника по механике. Он моментально оценивает более чем высокие математические способности юноши и занимая высокую должность генерального инспектора всех крепостей и укреплений в Тоскане рекомендует еще юного Галилея на место профессора в Пизанском университете. Вскоре до него доходят известия об изобретении нового инструмента для наблюдения за удаленными объектами, так называемые голландские трубы.
И вот уже Галилей демонстрирует дожу Венеции (который долгое время был покровителем талантливого ученого) свое гениальное творение – первый в мире телескоп, с увеличением в 30 раз, с помощью которого он увлеченно наблюдает звездное небо. И оказывается, что поверхность Луны очень похожа на поверхность Земли, она такая же неровная и гористая, что у Юпитера есть, по крайней мере, 4 спутника – 4 наших Луны, а звездный (он же Млечный) путь состоит как минимум из миллиардов звезд! Просто невероятно! И что самое главное – никакое Солнце не движется вокруг Земли, а наоборот это Земля (и все другие планеты) движутся вокруг Солнца, а само Солнце – лишь одна из многих звезд нашей бесконечной вселенной. На те времена это была просто бомба.
Уже через два года огромным тиражом выходит первая книга Галилея – «Звездный вестник» с осмотром всех его телескопических открытий и откровений. Она действительно имела эффект бомбы, только бомбы конечно не в буквальном, а в переносном, то есть интеллектуальном смысле, когда старые ранее неоспоримые догмы и теории рушатся как карточный домик. А Галилей в мгновение становится едва ли не самым знаменитым (а заодно и не самым скандальным) европейским ученым, о нем говорят по всей Европе, его сравнивают с Колумбом, а французский король Генрих IV даже «скромно» просит Галилея: «и в его честь открыть какую-нибудь звезду».
Однако такое положение дел нравится далеко не всем, самыми главными критиками системы Галилея становится католическая церковь, и особенно «святая» инквизиция, которая в те времена могла еще здорово кого-то подогреть на огоньке. Что вскоре сделала с еще одним не менее великим ученым, современником Галилея, бывшим монахом-доминиканцем Джордано Бруно.
На дальнейшую встречу с Галилеем приходите уже в следующей статье.