Киевские древности – Золотые ворота
Представьте себе оживленное строительство тридцатых годов XI столетия, Киеву тесно в старых границах. Его терема и землянки, избы и клети, пристройки и пристроечки движутся к нынешним Львовской площади и Большой Подвальной улице. На новой городской черте насыпаются крепостные валы и ставятся каменные ворота. Заложенные Ярославом вместе с Софией в 1037 году главные киевские ворота, как и в Константинополе, называются Золотыми.
Возможно, у киевских парадных ворот были золотые створы, якобы вывезенные Владимиром из Херсонеса. Говорят, их похитил польский король Болеслав или половецкий хан Боняк; говорят также, будто бы жил некий рыцарь Михайлик, защищавший Киев от татар. Когда татары подошли к Киеву, Михайлик метнул стрелу и попал в миску с жарким к обедавшему татарину. Татары потребовали от киевлян удовлетворения, предложив выдать рыцаря. Киевляне, стараясь замять инцидент, согласились. Михайлик обиделся, он поднял на копье Золотые ворота и легко, как со снопом на вилах, проехал через татарское войско прямо в Царьград.
Киевляне не могли примириться с разрушением своих Золотых ворот. Они помнили их великолепными и неприступными во времена Ярослава, сверкающими луковками куполов, окруженными каморами, клетями, кладовыми, в которых хранилась казна великокняжеская. Известно, что сюда при Ярославе свозились куны — деньги для расплаты со строительными рабочими.
Нередко перед Золотыми воротами разыгрывались сражения за Киев. Здесь князья бились с князьями и степью. Батый разорил ворота, но развалины церкви на них можно было видеть в начале XVII столетия. Золотые ворота еще около 1651 года были так высоки, что «с величайшим усилием пущенная стрела не могла достигнуть вершины оных». Они были и таможенным кордоном.
В XV столетии иногородние купцы, ввозившие в Киев товары, платили пошлину с воза. Чтобы платить меньше, они страшно нагружали телеги, и телеги ломались. Если это случалось за Золотыми воротами — в городской черте, то товары в качестве штрафа поступали киевским воеводам.
Полководцы, справляя свои триумфы, входили в Киев через Золотые ворота. Под перезвон церквей, гром пушек и рокот труб, под пчелиный гул праздничных толп входил в Золотые ворота и Богдан Хмельницкий.
В XVII столетии дорога за ними вела через Лыбедь в Васильков и дальше за границу. Перед Золотыми воротами проверялись приезжающие в Киев.
В XVII столетии ворота пришли в такую ветхость, что сенат счел за благо засыпать их. Золотые ворота лежали в земляном валу до 1832 года, когда были отрыты. Киев Ярослава остановился у Золотых ворот и восемьсот лет не двигался дальше. Еще в середине сороковых годов XІX века здесь была городская окраина, впрочем, посещаемая няньками с детьми и художниками.
Летом 1846 года Шевченко рисовал в пустынных этих местах развалины Золотых ворот. Киев второй половины XIX века вышел за Золотые ворота и достиг Лыбеди.
Автор: Н. Ушаков.