Сердце Венеции
Еще в XVIII веке в центре Венецианской лагуны на левом берегу будущего Большого канала, где суша была лучше всего защищена от наводнений, возник цветущий торговый район Риальто. Через три столетия Риальто стал сердцем финансового пространства под названием Республики Венеции. Ее плотную городскую структуру образовывали многочисленные государственные учреждения, а высокий волчок отмерял время денег и бизнеса.
Ночью 10 января 1514 года пожар уничтожил большую часть Риальто. Одна за другою вспыхивали деревянные кладовые, битком набитые товарами; они вызвали огромные потери – в огне погибли общественные и частные сокровища. Реконструкция квартала продолжалась почти 20 лет.
В середине XVI столетия Риальто приобрел черты портового города. Мало-помалу торговая деятельность, коммерческие, административные и банковские учреждения скапливались вокруг старейшей в Венеции церквушки Сан Джиакомо и прилегающей к ней площади. Многие конторы находилось у подножия деревянного моста – первого моста через Большой канал Венеции. Точно напротив общественных весов на мошенников, нарушавших закон о налогах, и на воров, не уважавших чужой собственности, ждали камеры тюрьмы. На Riva del Vin и Riva del Ferro (набережная Вина и Железа) со множеством шаланд, нагруженных вином, маслом, железом, солью и мукой, содержалась Земельная таможня, Винное разрешение и различные учреждения для оценки качества товаров. Нередко это были тесные и темные помещения, однако из этих учреждений было удобно наблюдать за водными торговыми путями.
Рядом высилась большая кладовая с мукой, созданная в XI веке. Под контролем государства ею руководили частные лица. Небольшой портик с аркадами позволял выгружать на мельницу мешки с овсом и зерном. На Ruga degli Orefici (улица Золотых дел мастеров), которая шла от моста, рядом с ювелирными магазинами находились лавки тканей – в длинном доме Drapperia (Ткани). Торговцы тосканскими тканями проводили торговлю сзади этого дома на площади Риальто Нуово.
Рядом с мостом действовали также конторы различных правительственных организаций. Под одним из портиков под открытым небом дворяне и купцы встречались для обсуждения своих операций, а чиновники следили за швартовкой лодок и контролировали продажу товаров. В соседнем помещении находилась магистратура ответственная за государственные фонды.
Площадь Сан Джиакомо была сердцевиной Риальто и местом, где обсуждались международные контракты. На первом этаже в доме рядом с церковью поселились менялы, а позже к их комнатам добавились конторы для оформления контрактов. На верхних этажах находились кладовые, а также апартаменты общественных инспекторов. На соседней улице, огороженной железной решеткой нотариальных контор, расположилась компания страхования морских перевозок, на другой – торговали кожей и мехом. Еще в двух улицах стояли лавки, где продавали сыры, корзины и веревки.
На широкой площади, построенной на сваях над Большим каналом содержались рынок трав (Erbaria), овощной рынок (Fruttaria), другие специализированные рынки, а также причалы для дворянства. Чтобы по соседству не воняло рыбой, рыбного рынка на площадь Сан Джиакомо не пустили. Остальная Риальто состояла из домов, мастерских, кладовых, магазинов, знаменитых таверн, где принимали многочисленных зарубежных гостей, и всевозможных бездельников и кабаков с проститутками.
Еще несколько памятников и сегодня подчеркивают вес Риальто как коммерческий перекресток между Востоком и Западом. Так, в частности, Stagiera pubblica (общественные весы) у подножия моста и Pietra del bando на площади Сан Джиакомо из розового гранита, где зачитывали декреты Республики, используются до сих пор.
Архитектор Антонио Аббонди по прозвищу Скарпанино, которому было доверено восстановление района после пожара 1514 года, решил предоставить Риальто целостного и прозрачного вида. Об этом говорит Fabbriche Vecchie, бывшая штаб-квартира правлений торговли, навигации и снабжения.
Тенденция к большей системности в архитектуре и градостроительстве приобрела наивысшего выражения в середине XVI столетия в ансамбле Джакопо Сансовино Fabbriche Nuove, размещенном на уступе Большого канала.
Последнюю точку в интеграцию торгового Риальто в город поставлено в 1587 году, когда решено заменить деревянный мост на каменный.
Автор: Донателла Калаби.