Клад короля вестготов

Клад

Среди сокровищ искусства, хранящихся в Государственном археологическом музее Бухареста, особое место занимает коллекция золотых предметов, в которую входят замечательные декоративные пряжки в виде птиц; форма этих пряжек подсказала условное название всей коллекции — «Курица с золотыми цыплятами». Коллекция состоит из двенадцати предметов. Часть их изготовлена из слиткового золота и отделана чеканным или гравированным орнаментом; другие предметы представляют собой ажурные изделия из листового золота, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями. Коллекция имеет большое значение не только как собрание ценных художественных изделий, но и как один из источников, помогающих изучению истории Румынии и всей Европы той эпохи, которую историки именуют «великим переселением народов» (IV—VII века до н. э.) и от которой до нас дошло не так уж много памятников.

Как водится, коллекция эта имеет свою длинную историю. В 1837 году двое крестьян из села Пьетроасэ де Жос, что в долине реки Бузэу, работали в каменоломне у подножия горы Истрица; там они обнаружили клад, состоявший из 26 золотых предметов — сосудов, ожерелий и других изделий; некоторые из них были чисто золотыми, а другие украшены еще и самоцветными камнями.

Долгое время оба крестьянина, опасаясь властей, никому не говорили о находке и скрывали ее, надеясь когда-нибудь разбогатеть с ее помощью. Лишь год спустя они доверили свою тайну одному албанцу-каменотесу и продали ему клад за 4000 пиастров.
Каменотес, человек столь же жадный, сколь и невежественный, решил, что ему будет легче продать золото, если он разрубит его на куски и в таком виде станет сбывать ювелирам.

Он топором разрубил золотые изделия, в том числе большой поднос; рассеченные его части сохранились и дошли до наших дней. Драгоценные камни, украшавшие эти изделия, выпали из гнезд, и он выбросил их во двор, где их подобрали соседские ребятишки. По всему селу разнесся слух о найденном кладе. Когда этот слух дошел до властей, были приняты меры к розыску сокровища, но найти после долгих поисков удалось только 12 из 26 предметов.

В 1842 году они поступили в Государственный археологический музей в Бухаресте. Но перипетии клада на этом не кончились. В 1868 году он снова был похищен при весьма таинственных обстоятельствах и серьезно поврежден. Лишь с большим трудом удалось обнаружить и реставрировать утерянные сокровища; значительная заслуга в этом принадлежала страстному любителю древности, археологу Александру Одобеску.

Он принялся за изучение коллекции еще в 1861 году и посвятил ей многие годы кропотливой работы. Сделанные им точные зарисовки всех предметов помогли их «опознанию» и реставрации после вторичного похищения.

«Курица с золотыми цыплятами» находилась в археологическом музее Бухареста до осени 1916 года, когда возникла угроза немецкой оккупации, и коллекция вместе с другими ценными экспонатами музея была эвакуирована в Россию. Общий вес этих 12 предметов достигает почти 19 килограммов.

Учитывая, что в кладе, найденном крестьянами из Пьетроасэ, было еще 14 других предметов, можно сделать вывод, что эта коллекция является одним из самых крупных и наиболее значительных исторических памятников подобного рода, найденных до настоящего времени в Европе.

О происхождении клада существуют различные мнения. Многие историки разделяют взгляды Александру Одобеску, который считал, что это сокровище принадлежало королю вестготов Атанарику. Атанарик, по мнению Одобеску, обосновался в этой местности около 378 года н. э., спасаясь от нашествия гуннов; в ожидании лучших времен он зарыл здесь все свои основные богатства.

Однако другие историки полагают, что эту коллекцию следует датировать более поздней эпохой и что связывать ее с отступлением вестготов нельзя, ибо им не было никакого смысла прятать сокровище там, где они все равно не могли бы оставаться. Ответ на вопрос о происхождении и назначении клада надо искать, изучая сами предметы. Все ученые согласны, что жертвенная чаша, украшенная по краям изображениями греко-римских божеств, а в центре — статуэткой богини Кибелы, является, бесспорно, произведением художника одной из греческих колоний.

То же можно сказать и о кувшине, весьма сходном с греческими серебряными и терракотовыми сосудами для вина, которые очень часто попадаются археологам во время раскопок. Датировать эти изделия можно примерно серединой III века н. э.

Ажурные изделия, отделанные драгоценными камнями, относятся к другому периоду —IV—VI векам н. э. Такого рода произведения ювелирного искусства, украшенные еще и «самоцветными камнями» — гранатами, бирюзой, топазами и т. д., изготовлялись в странах Востока.

В III и IV веках такие художественные изделия и украшавшие их камни шли главным образом из сасанидской Персии. Восточные, точнее, иранские, изделия были тогда в большой моде и получали все большее распространение, потому что очень нравились племенной знати и богатым торговцам, обосновавшимся на северном побережье Черного моря. Этим и объясняется большое число золотых предметов, исполненных в технике, которая впоследствии стала характерной и для немецких ювелиров.

По всей Европе короли вестготов, остготов, вандалов, бургундов и лангобардов хранили в своих сокровищницах художественные изделия, изготовленные в древнеперсидской манере. Конечно, клад из Пьетроасэ ставит много других проблем, все еще не нашедших разрешения. Но более глубокое исследование археологических памятников, а также конкретное изучение предметов этой коллекции поможет найти ответы на них. Как бы то ни было, несомненно одно: клад из Пьетроасэ является весьма ценным историческим памятником.

Автор: Эмиль Конрураки