Великая библиотека эпохи Возрождения
В этом году исполняется 525 лет со дня смерти короля Венгрии Матьяша Хуньяди (1443—1490), прозванного Корвин, поскольку на его гербе был изображен ворон (по-латыни — corvus). Он слыл «поклонником муз». Взойдя на престол в 1458 г., король Матьяш превратил свой двор в настоящий центр гуманизма, к которому потянулись многие прославленные художники и ученые Европы.
Знаток словесности, ученый и меценат, он основал в Буде, тогдашней столице Венгрии, большую библиотеку «Корвиниана». Гонцы Матьяша ездили по всей Европе в поисках книг, писцы переписывали их, переводчики перекладывали на латынь греческие и итальянские тексты, художники иллюстрировали рукописи.
Конечно, манускрипты необычайной красоты встречались в коллекциях и других собирателей того времени: семей Медичи и Сфорца, неаполитанских королей, графа Урбино, королей Франции, короля Богемии Венсесласа, — однако по числу и разнообразию книг собрание Уатьяша уступало только библиотеке Ватикана.
Один путешественник, посетив Буду, писал: «Я осмотрел все книги, но разве это просто книги? Это настоящие сокровища. Мне казалось, что я попал не в библиотеку, а в какие-то сказочные чертоги. Повсюду нескончаемые ряды древнееврейских и древнегреческих манускриптов, а такого количества старинных и новых книг на латыни, пожалуй, не найти нигде на Земле».
В XV в. в духовной жизни Европы библиофильство было новым явлением. Книгу признали кладезем премудрости, хранилищем литературного и научного наследия античности. Все, что было связано с ним, тщательно собиралось и переписывалось. Библиотеки превратились в средоточия науки и культуры.
К середине правления Матьяша в Европе начали распространяться печатные книги, или инкунабулы, однако их в коллекции короля значительно меньше, чем рукописных книг — кодексов. Над ними корпели писцы, от которых требовалось не только хорошее знание латыни, языка средневековой литературы и науки, но и умение расшифровывать всевозможные сокращения, так часто использовавшиеся авторами для экономии времени и места. Этот каторжный труд иссушал душу и тело. Заканчивая очередной том, они приговаривали: «Перо держат три пальца, а трудится все тело».
Под влиянием моды время от времени менялся стиль письма. В библиотеке «Корвиниана» представлены четыре основных шрифта: готический английский, антиква, а также появившиеся в эпоху гуманизма ротунда и курсив. Буквы тщательно выводили на тончайшем пергаменте. Но самое красивое в старинных рукописях — это выполненные вручную орнаменты и цветные миниатюры. Кодексы, изготовленные или приобретенные для библиотеки «Корвиниана» в 60—70-е годы XV в., отличаются относительной простотой отделки, свойственной тому времени: текст окружают гирлянды белых растений на цветном фоне. Позднее, во времена своего расцвета, библиотека приобрела шедевры эпохи Возрождения, иллюминированные королевской символикой, а иногда и портретами Матьяша и его августейшей супруги.
Но не внешнее великолепие манускриптов, а богатство собрания снискало библиотеке «Корвиниана» заслуженную славу среди современников и последующих поколений. Правда, сведений об истинных размерах коллекции времен Матьяша не сохранилось, предположительно она состояла из 2—5 тыс. томов. В ней были широко представлены тексты древнегреческих авторов и латинские переводы. Судя по сохранившимся рукописям (в библиотеках мира и частных коллекциях сейчас находится 216 манускриптов), примерно две трети произведений были абсолютно светского содержания, и лишь одну треть составляли богословские труды.
Сокровища библиотеки «Корвиниана» отнюдь не лежали мертвым грузом. Сюда часто заглядывал сам король. Он руководил покупкой книг, присутствовал на проходивших в стенах библиотеки диспутах ведущих ученых. Здесь можно было найти книги по всем отраслям знания: поэзию и драму, богословские и философские трактаты, работы по астрономии, медицине, географии, риторике, грамматике, архитектуре, военному делу и математике. Помимо книг на латыни, греческом и древнееврейском языках, в библиотеке «Корвиниана» были представлены и первые произведения венгерской литературы.
К концу правления Матьяша библиотека находилась в зените своей славы, но после его смерти она постепенно пришла в упадок и в 1526 г., когда Буду захватили турецкие войска, прекратила свое существование.