Гибель принцессы

фреска

Древний Самарканд издавна привлекает туристов красотой своих средневековых дворцов. Можно без конца восхищаться искусством безымянных зодчих. Но немногие помнят, что еще за тысячу лет до нашей эры здесь, на берегах Зеравшана, раскинулась Согдиана — одно из древнейших государств земледельческой и городской культуры. Согдиана просуществовала почти две тысячи лет, оставив после себя удивительные памятники материальной культуры и живописи. Но образцов настенной живописи дошло до нас не так уж много, и к тому же время безжалостно расправляется с живыми красками фресок.

Тем не менее, узбекские археологи знали, что близ Самарканда, на глубине нескольких метров затаились руины Афросиаба — бывшей столицы Согдианы, и поэтому они предложили объявить территорию Афросиаба — площадью около сотни гектаров — археологическим заповедником и запретить здесь всякое строительство.

Однако когда речь зашла о прокладке дороги через Афросиаб, строители не послушались археологов. Работы начались. И буквально с первых же шагов обнажились уникальные росписи. Хуже того — скрепер, наполняя ковш, срезал верхнюю часть стенной росписи, изображающей согдийскую принцессу на мчащемся слоне. Ценнейший памятник был искалечен. Тогда строители отступили перед убеждениями археологов.

А затем начались раскопки. Были открыты четыре зала со стенной росписью. По сохранившимся надписям на согдийском языке (который, кстати, знают лишь два человека в нашей стране), археологи установили, что фрески повествуют о приезде чаганианских послов из соседней страны к царю Согдианы.

фреска

Фрагмент росписи.

Публикуемая фотография дает наглядное представление о сохранившейся фреске. Впрочем, эту стенную роспись называть фреской можно лишь условно. Ведь фрески наносятся на штукатурку, а согдийская роспись исполнялась клеевой краской на глиняной стене с подбелкой из алебастра. А бедная принцесса, уничтоженная строителями-невеждами! Увы, от этой фрески остался лишь бешено мчащийся слон.

Принцесса погибла дважды: первый раз вместе с разрушением города, а второй — уже окончательно — от неуважения к драгоценной старине…

Автор: Л. Лифшиц.