Лабиринт в истории. Часть первая.
Легенды рассказывают, как, совершив на родине, в Афинах, какой-то проступок, знаменитый мастер Дедал вынужден был бежать и нашел приют в Кноссе — столице могущественной Критской державы. Многие греческие города, включая Афины, были данниками критского царя Миноса. Дедал стал придворным художником Миноса. Он создал на Крите свою школу скульпторов: его ученики впервые начали делать статуи богов из дерева и камня. Дедал был также постановщиком спектаклей и праздничных процессий в честь дочери Миноса Ариадны.
Так бы и текла спокойно жизнь изгнанника, если бы не очередной каприз царя. По его приказу Дедал построил в центре столицы Лабиринт — мрачный дворец с множеством запутанных галерей и лестниц, комнат и залов, откуда никто, кроме его создателя, самостоятельно выбраться бы не мог. Минос поселил в Лабиринте огромного и свирепого быка Минотавра (буквально — бык Миноса) и заставил подвластных ему афинян периодически отдавать на съедение чудовищу по семь юношей и девушек.
Из Афин в числе жертв как-то привезли Тесея. Герой сам попросился на Крит, чтобы разделаться с чудовищем. В Кноссе Тесея увидела Ариадна. Она влюбилась в героя и решила помочь ему выбраться из Лабиринта. По совету Дедала она дала Тесею клубок ниток, который он должен был разматывать от входа до самого места встречи с Минотавром.
Расправившись с чудовищем, Тесей быстро нашел выход из Лабиринта и бежал с Крита вместе с Ариадной. Разгневанный Минос велел заточить Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Но Дедал и Икар сделали себе крылья из перьев птиц и воска и тоже бежали.
Однако Икар в полете поднялся слишком высоко к солнцу; жаркие лучи растопили воск, и юноша рухнул вниз. А Дедал сумел добраться до Сицилии. Так, согласно легенде, закончился критский период жизни гениального Дедала. А слово «лабиринт» стало нарицательным. Лабиринтом называют любые запутанные помещения, сложные конструкции, даже ситуации. Даль толкует его как запутанные дорожки, ходы, сообщающиеся друг с другом помещения, откуда трудно найти выход. И словарь Ожегова дает примерно такое же объяснение. Оба словаря подчеркивают: в Древней Греции и Египте так называли сооружения, отличающиеся особо запутанными планами.
Но, оказывается, у критского лабиринта было много предшественников. Сама его идея восходит к каменному веку. На стенах пещер позднего палеолита в Европе встречаются рисунки животных, опутанных лабиринто-образными переплетениями волнистых линий. Некоторые ученые предполагают, что таким способом древний человек выражал свои представления о постоянном самообновлении жизни, о чередовании жизни и смерти в природе. Но есть и такие, кто видит в подобных рисунках символ царства мертвых.
В третьем тысячелетии до нашей эры в культуре Эгейского мира появились изображения спиралеобразных лабиринтов. На первый взгляд, это орнаменты — и только: узоры на стенах, вазах, причем самые разнообразные — четырехугольники, меандры, кресты, свастики и тому подобное. Но смысл их, как отмечают исследователи, все тот же: круговорот жизни и смерти.
Именно в таком значении лабиринтоподобный спиральный орнамент появился когда-то и в культуре древнего Крита. Постепенно он утрачивал свое символическое значение, превращался в чисто декоративное украшение. Такие орнаменты можно увидеть на многих предметах обихода критян, относящихся к тому времени, когда среди народов этой части Средиземноморья уже бытовали мифы о грозном царе Миносе и его неверной жене Пасифае, о герое Тесее и его приключениях. Это говорит о том, что лабиринтообразные орнаменты появились на Крите вне связи с такими мифами. К тому же любой орнамент — прежде всего повторяемость элементов, симметрия. А попавший в Кносский лабиринт человек не мог выбраться оттуда потому, что расположение его помещений не имело никакой видимой системы: он был совершенно несимметричен. Иначе говоря, Кносский дворец — первый в истории лабиринт в собственном смысле этого слова.
Обнаружил его в 1881 году американский археолог Уильям Стилмен, проводивший раскопки на Крите. Удалось установить, что огромный дворец выстроили около 2000 года до нашей эры, то есть четыре тысячи лет назад. Он неоднократно разрушался и восстанавливался, пока не был разрушен землетрясениями и пожарами окончательно.
За столетия своего существования лабиринт сменил многих хозяев. И каждый перестраивал его на свой лад. Обилие террас, пристроек различной высоты, множество ходов — все это запутывало и устрашало непосвященных. Но, видимо, владыки Крита вовсе не стремились кого-то запугивать своим дворцом, просто частая их смена, иноземные завоевания, землетрясения и иные катаклизмы вели и к разрушению дворцовых строений, а затем следовало их бессистемное восстановление. Ведь первоначальные планы терялись, и новые хозяева не всегда могли разобраться, что и где находится в этом грандиозном здании со многими сотнями помещений. Не по этой ли причине у ахейских племен, завладевших Критом, родился миф о таинственном и страшном лабиринте, из которого нет выхода?..
Первоначальный же смысл слова «лабиринт» удалось выяснить совсем недавно. В 1900 году английский археолог Артур Эванс обнаружил в развалинах Кносского дворца зал, стены и колонны которого были покрыты знаком «лабриса» — двусторонней секиры. Знак этот у древних критян был символом верховного бога Зевса; считалось, что в нем одновременно заключена разрушительная и созидательная сила, что он и убивает, и дарует жизнь.
Позже появились бог моря Посейдон и владыка подземного царства Аид. Как известно, Минотавр считался сыном Посейдона и Пасифаи. Но в более ранний период он был живым олицетворением Зевса и называли его «Зевс Лабрис». В этом имени слышатся отзвуки разновременных мифов. «Лабиринт» было производным от «лабрис» и означало нечто вроде «жилища лабриса», или, выражаясь торжественно, «чертогов двусторонней секиры». Вероятно, вначале появилось это «жилище», а уж потом вокруг него вырос дворец и тоже стал именоваться лабиринтом. Новое название постепенно укоренилось в языке критян, откуда и перешло к грекам. А они, возможно, уже и не знали первоначального его смысла, для них это понятие означало нечто сложное и запутанное.
Прошли века, лабиринт стал элементом человеческой культуры. Герман Керн, директор одного из мюнхенских музеев, собрал большую коллекцию моделей лабиринтов всех эпох. Получилась наглядная история верований, обычаев, мифов, образов из архитектуры и науки. История удивительная и поучительная…
Древние римляне, многое перенявшие от греков, восприняли и лабиринтную символику. Мозаичные лабиринты появились на полу и на стенах богатых вилл. Такие полы были найдены в Помпеях, во дворцах Вилла Диомеда и Каза дель Лабиринто. Аналогичные украшения обнаружены в постройках римской эпохи в Кремоне и Бриндизи (Италия), Коимбре (Португалия), в Зальцбурге (Австрия), в Блуа (Франция). Излюбленный сюжет декоративных лабиринтов — история Тесея и Минотавра. В центре такого изображения обычно красовалась стилизованная голова быка.
Миновала эпоха Цезаря и римских императоров, через два-три века, с переходом от язычества к христианству, сюжеты эти меняются. В алжирском городе Эль-Аснам сохранились остатки раннехристианской базилики, датируемой 324 годом нашей эры. В центре ее мозаичного лабиринта — уже не голова быка, а таблица из латинских букв. Ключом к ней служит крест: к какому бы месту таблицы вы его ни поднесли, выделится надпись — «санкта экклезия» («святая церковь»).
Продолжение следует.
Автор: С. Самойлов.