Полным-полно Кудеяра
Было двенадцать разбойников, был атаман Кудеяр.
Н. Некрасов.
Лебедь-колодезь, Дева-гора, Жалобная дорога, Ярилин шлях, Идолов кут, Сорочья могила, Ханский шлях, Бесов луг, Стрелецкая степь, курганы, Три Брата, луг Полянский, Святое болото, Лысая гора, курган Пьяный, Прилепы, хутор Нахальный, лес Голофеевский, село Добрый крестьянин… И почти у каждого имени — своя история. Со многими из них связаны поверья, подчас целые легенды. И есть много названий, в которых слышится дразнящее слово «кудеяр» или Кудеяр (с большой буквы), либо еще «кудояры», «худояры».
По всей территории европейского центра, по Поволжью и по Украине разбросаны сотни кудеяровых курганов, пещер, бродов, логов, колодцев, «гор». Когда знакомишься с легендами обширного кудеярова цикла, сразу бросается в глаза их странная, на первый взгляд, особенность: то в них говорится о кудеярах как об особом племени, то как о разбойничьих шайках, то речь идет о человеке по имени Кудеяр. Кудеяр — то разбойник одиночка, то атаман большой ватаги. В некоторых он царский сын, либо брат, иногда — муж царской дочери.
В кудеярских легендах обязательно либо племя кудеярское, либо кудеярская разбойничья шайка закапывает несметные клады. Обычно — золото. Часто бочками. А то — золотого барана, либо золотые колокола, золотую карету. Нередко клад этот лежит «под тремя дубами» или «под седьмым дубом».
Часто народ связывает поселения или места временного обитания кудеяров с городищами — остатками древних земляных «городков», возникших в нашей Восточной Европе либо около двух с половиной тысяч лет назад, либо в VIII—IX веках уже нашей эры. Места, где люди жили двести-триста лет назад, окрестное население никогда не считает кудеярскими.
Любопытно, что легенды о кудеярах живут далеко не везде. Например, в Курской области — лишь на западе. На востоке таких легенд нет. Это не случайно. Как раз только в западной части области сосредоточены все места древних оседлых поселений. На востоке же области в древности обитали кочевники. Кто же такие кудеяры? Или кто такой Кудеяр? Существовало ли в действительности такое племя? Или такая личность?
Сохранился отчет московского посла Морозова, ездившего в Крым по поручению Ивана Третьего. В своем отчете Морозов рассказывает о своевольном и вздорном татарском мурзе, которого именует Кудеяр-мурза. Ничем особенным, кроме, пожалуй, дурного характера, этот мурза не замечателен, никакого следа в истории Крыма, а тем более в истории Московской Руси, он не оставил. Более того: то, что посол записал его имя, как «Кудеяр», ни о чем еще не говорит. Был же, к примеру, татарский военачальник Чол-хан летописцем перекрещен в Щелкана. Так и какой-нибудь мурза Кудожар в сообщении посла мог превратиться в Кудеяра. Это может говорить только о том, что слово «кудеяр» было послу знакомо. Значит, бытовало оно уже и тогда на Руси.
Как уже сказано, многие из кудеярских легенд говорят о разбойниках. При этом слово «кудеяр» является иногда нарицательным для всех разбойников, иногда же это только собственное имя предводителя разбойничьей ватаги. В каком же веке жили таинственные кудеяры? На этот вопрос различные варианты легенд отвечают по-разному. Лет двести назад кудеяры-разбойники захватили обоз с золотом в Кудеяровом лесу Суджанского района Курской области. Шел обоз от австро-венгерского императора к русскому царю. Почему-то через курские леса! Конечно же, кудеяры все золото закопали тут же. И его до сих пор кое-кто ищет…
Другие разбойники обитали в Кудеяровом городище, на берегу Сейма. Недалеко от Кудеярова городища проходит старая, обсаженная липами дорога, по которой будто бы проезжала Екатерина Вторая во время своего путешествия по югу России. Кудеяр, обиженный боярский, то ли купецкий сын, защитник бедноты, во время ночного царицыного привала утащил золотую императорскую карету. Утащил и, конечно, закопал на городище «под тремя дубами».
Этот вариант кудеярской легенды привязан, как видим, не только к определенному веку, но даже к году — году путешествия Екатерины по югу России. Теоретически рассуждая, многое в этой легенде могло быть не выдумкой. И проезд императрицы, и ночлег ее недалеко от Кудеяровского городища, и даже безумно дерзкая ночная кража. Хотя, произойди такая кража в действительности, это нашло бы отражение в документах. Но, главное, карета императорская была не золотой, а позолоченной. Ведь мы же знаем императорские кареты тех веков. Видали их в Москве, в Оружейной палате. Да золотая карета просто технически немыслима. Лошади ее не вытянули бы. И ехать в золотой карете было бы летом невыносимо жарко, зимой — холодно.
Короче говоря, карета была, бесспорно, деревянной. Если бы и утащили ее разбойники, им остается только посочувствовать. Знакомая ситуация: помните Паниковского и Балабанова из «Золотого теленка» над распиленными чугунными гирями? Ну, а Кудеярова гора? Это мощно укрепленное городище, защищенное тремя рядами рвов и валов. Прекрасный исторический памятник. Но создан он, конечно, не разбойниками екатерининских времен, а племенами, населявшими Левобережную лесостепь в VII—II веках до нашей эры. Позже второго века люди тут никогда не жили. Кудеярами подчас называли себя крестьянские повстанцы. В «кудеярах» ходили восставшие против барского гнета крестьяне в годы бироновщины (1730—1740 годы). Возможно, и они подчас скрывались на тех самых старых «кудеярских» городищах, в тех самых пещерах.
Ко второй половине XVIII века или к началу XIX века может относиться и легенда о Кудеяре, иноке-разбойнике из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Мы прошли по самому молодому «верхнему этажу» кудеяровских легенд. Следующий этаж «вниз» связан то с братом, то с сыном Ивана Грозного, то с мужем его дочери. По одной из легенд, молодой разбойник Кудеяр помог царю отбить набег крымских татар. После этого царь приблизил к себе Кудеяра и женил его на своей дочери. Вскоре Кудеяр снова выступает против крымцев, на этот раз уже во главе царского войска, терпит поражение и попадает в плен. Вскоре и хан начинает выделять умного пленника, тоже выдает за него свою дочь. Но бывший разбойник не может забыть ни родину, ни первую семью. Он бежит из Крыма, в Москве узнает, что царь, считая Кудеяра изменником, казнил его жену и ребенка. Кудеяр снова уходит в леса, снова собирает разбойничьи ватаги и громит с ними боярские да дворянские поместья и отряды царских войск. Конечно, и по этой легенде Кудеяр и его друзья зарывают в землю несметные клады золота и драгоценных камней. Легенд без кладов у нас вообще почти не бывает.
Первоосновой других кудеярских легенд послужила история первого брака Василия Третьего, отца Ивана IV. Василий развелся с женою из-за бесплодия и постриг ее в монахини. Существует предание, что в монастыре у нее будто бы родился сын. Спасая ребенка, инокиня отослала его с верными людьми на турецкую границу. Через некоторое время царевич попал в рабство к туркам. Потом, как подрос, бежал на Русь и стал разбойником. Эта легенда в какой-то степени использована Костомаровым в романе «Кудеяр». И сейчас уже трудно установить, что из романа попало в легенду, что — из легенды в роман.
Знает народ и Кудеяра — сына Грозного. Дмитрия, чудесно спасшегося от подосланных убийц и бежавшего к разбойникам. А под «разбойничьим этажом» лежит еще один, наиболее древний и самый интересный. В легендах этого этажа кудеяры предстают уже не как разбойники, а как целый отдельный народ. И поселяют легенды это племя тоже чаще всего на старых «кудеярских» городищах.
На всех этих «кудеяровых» местах археологи действительно находят следы древних поселений. Может показаться, что это доказательство действительного существования в древности племени кудеяров. Но нет. Поселения принадлежат самым разным эпохам. И каменному веку, и бронзовому, и раннему железному, и временам уже славянским, но еще домонгольским. Значит, кудеярскими называли места всех древних поселений, о которых ничего определенного не было известно.
Легенды часто доносят до нас важные сведения о прошлом. Как-то в хуторе Александрийском пожилой колхозник рассказывал мне, что на соседнем городище Кузина Гора был когда-то всего один дом, где и жило все кудеярское племя. Раскопки показали, что почти так оно и было. Действительно, там в свое время находилось лишь одно кольцеобразно опоясывающее все городище строение. Самое поразительное, что люди поселились в этом месте в седьмом и ушли отсюда навсегда в третьем или втором веке до нашей эры. Позже здесь никто не жил. Следы кольцеобразного дома две тысячи лет были погребены под землей. А память о нем жила.
Многие легенды говорят о кудеярах как о людях, которые мирно жили бок о бок с русскими, хотя говорили на своем, нерусском языке и молились своим, нерусским богам. Так было. Чуть ли не с самого своего возникновения древнерусское государство никогда не было только древнерусским, только славянским по составу населения. На севере и северо-востоке в него входило большое число неславянских племен, главным образом финно-угорской группы. Племена эти русские летописцы часто объединяли общим именем «чудь». Рядом со славянами чудь дралась против иноземных захватчиков, в частности в войске Александра Невского.
Жили неславяне и на юге древнерусского государства. Среди них особое место занимали так называемые «черные клобуки». Это были недавние кочевники (тюрки, берендеи, печенеги, коуи, турпеи), которые, признав власть киевского князя, получали от него земли для поселения в пределах Киевской Руси.
Черные клобуки, «свои поганые», как колоритно именует их летопись в отличие от «не своих», враждебных кочевников, выставляли по княжьему требованию отряды всадников. Термин «чудь», естественно, возник для определения всего чудного, чужого, не похожего на русских. На юге в названии чужаков, проживавших рядом с русскими, буква «ч» превратилась в «к». Точно так же чудесник на юге стал кудесником, чудеса — кудесами.
Черные клобуки были последними чужими, проживавшими в Киевской Руси. Оттого наши предки и приписали черным клобукам (кудам) многие места древних, казавшихся чужими поселений. Отсюда сохранившиеся кое-где на лесостепном левобережье названия Кудов городок, Кудовяр. И — кудеяры.
На многих городищах, издревле известных как кудеярские, позднее укрывались беглые и разбойники. Может быть, от этого крылатое слово «кудеяр» распространено было и на разбойный люд. Ну, а клады? Бочки с золотом, золотой баран, золотые колокола? Увы, они существуют только в воображении легковерных мечтателей. Ни в лесостепи, ни в соседних с ней областях никаких золотых кладов на городищах никогда не находили. Потому что их там и не было. Ни на городищах, ни в пещерах. Даже жаль, правда?
Автор: Ю. Александров.