Марка, вулкан и янки
Эту марку не описывают во всех подробностях пухлые разноязычные справочники по филателии. Она не хранится за толстой броней сейфов под охраной вооруженных до зубов дюжих молодчиков. Но, тем не менее, даже самые знаменитые среди почтовых редкостей не в силах состязаться по своей стоимости с той суммой, которую принесла в свое время некоторым предприимчивым дельцам эта марка маленького государства -латиноамериканской республики Никарагуа. Она обогатила своих владельцев на 40 миллионов долларов и одновременно послужила одной из причин создания республики Панама.
Марка увидела свет в последние годы XIX века. То было бурное в истории Америки время. Стремясь освободиться от испанского владычества, восстала Куба. Звон оружия привлек к пылающему острову внимание Соединенных Штатов Америки. В Гавану прибыл американский военный корабль «Майн». Взрыв отправил его на дно гаванской бухты, и США тотчас же объявили Кубе войну, срочно отправив к ее берегам другое военное судно — «Оригон». Семьдесят один день шел «Оригон» из Тихого океана в Атлантический, огибая Южную Америку. Семьдесят один день обсуждался в Соединенных Штатах Америки вопрос о постройке канала, который, соединив два океана, смог бы сократить путь с 13 400 морских миль до 5400.
Разумеется, обсуждая проблему укорочения морских дорог, журналисты, общественные деятели и деловые люди Америки не могли не вспомнить о Панаме, о нашумевшей на весь мир неудачной попытке соорудить канал, предпринятой за два десятка лет до этих событий французскими предпринимателями. Но, вознамерившись соорудить канал, американцы вовсе не собирались строить его там, где недавно так постыдно оскандалились французы. Трасса, которую наметили американские инженеры, должна была пройти значительно севернее по землям республики Никарагуа. Такое решение окончательно обесценивало имущество «Всеобщей компании межокеанского канала», высосавшей в свое время из Франции более четверти миллиарда долларов.
И вот в те дни. когда американским конгрессменам предстояло окончательно решить судьбу трассы будущего сооружения, и высказала свое веское слово ничем, казалось бы, не примечательной одноцентовая марка республики Никарагуа.
Дело в том, что рисуя эту марку, художник погрешил против истины. Для вящего эффекта он украсил давно погасший вулкан Кон Сенсвон, возвышающийся над озером Никарагуа, дымовой шапкой. Это и решило дело.
— Действующий вулкан в Никарагуа? О, это чрезвычайно опасно для будущего канала. Не зная об ошибке художника, обеспокоенные конгрессмены, которым эти марки были присланы предприимчивыми французскими дельцами, решили отказаться от постройки канала в Никарагуа. Предпочтение было отдано старому варианту трассе пересекавшей Колумбию, а имущество французской компании куплено американцами за сорок миллионов долларов. Постройка канала началась.
Но позвольте, вправе заметить читатель, канал проходит через Панаму, а здесь почему-то упоминается Колумбия? Нет, никакой ошибки не допущено. Земля, по которой проходит «водяной мост между океанами» действительно принадлежала раньше Колумбии. Быть может, она и дальше продолжала бы оставаться колумбийской, если бы правительство Колумбии согласилось передать американцам право на постройку канала за сходную цену. Но колумбийцы оказались несговорчивыми, и тогда США оттяпали землю иным путем, устроив в этой части республики государственный переворот.
Через три дня после «революции» Соединенные Штаты признали новорожденную республику Панама и «законно» приобрели у нее за 10 миллионов долларов ту часть земли, что именуется ныне американской зоной канала, а на политической карте мира появилось государство Панама.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.