Жак-Ив Кусто – в океане безмолвия. Часть первая.
Не так уже и давно – 25 Июня 1997 года ушел из жизни Жак-Ив Кусто. Кто вы, капитан Кусто? Великий исследователь? Ученый? Подводник? Капитан? Оператор и режиссер? Писатель? Конструктор? Бизнесмен? Мистификатор?…
Он совершает экспедицию в Китай и готовится к новым экспедиционным проектам. Создает Центр стратегии будущего человечества. Он озабочен тем, что будет через сорок лет, когда население планеты превысит 10 миллиардов. Оптимизма у «Капитана», как называют его французы, будущее не вызывает. «Не эгоистично ли с таким драматическим видением будущего рожать детей?» – спрашивают его. «Не рожать детей, – отвечает Кусто, – значит, признать себя побежденным. Моя жена Франсина полностью со мной согласна».
«Я все в жизни делал со страстью, – говорил легендарный путешественник. – Страсть для меня неотделима от самой жизни. Многое из задуманного я выполнил. Я достаточно богат и никогда ни у кого не просил денег. Даже мой «Калипсо» построен на деньги, которые я получил за книгу. Я всегда был независимым, поэтому не стал политиком, хотя меня много раз просили выставить свою кандидатуру на выборах. Я люблю океан. Люблю женщин. Люблю детей и внуков. Жаль, что скоро придется уйти. Но я прожил красивую жизнь. И страница еще не перевернута. После 70 я стал задумываться о смысле жизни. Теперь, в 85, все больше думаю о Боге и, строя планы на будущее, говорю: «Да поможет нам всем Бог!»
Он ушел. И в бурном пенистом океане некрологов, воспоминаний, фактов, чаще всего противоречащих и исключающих друг друга, вдруг стало понятно, что никто ничего не понимал и толком не знал, что нечто самое главное – суть и смысл – директор Института океанографии, обладатель «Оскара» и Золотой Пальмовой ветви, ордена Почетного легиона и так далее и тому подобное унес с собой, в свой мир безмолвия.
…Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре де Кюбзак провинции Бордо. Вскоре семья переехала в США и вернулась во Францию, когда Жаку-Иву исполнилось 13 лет. В тот год его отец, Даниэль, на заработанные в Америке деньги купил кинокамеру, чтобы снимать семейные торжества, но Жак забрал ее себе и уже не расставался с камерой; он создал свое первое общество по производству кинофильмов “Фильм Зикс, Жак Кусто».
В Иезуитском колледже в Париже особых успехов он не добился, но все же в 1930 году получает степень бакалавра и выдерживает вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу (в то же время, мечтая о кино и медицине).
Бурными были студенческие годы Кусто. В 1933 году он получает назначение на крейсер «Примоге», направлявшийся на Ближний Восток (и уже тогда товарищи отметили его странную манеру говорить о себе, будто о ком-то другом, и неизменную тягу к одиночеству). В 1936 году он просит назначения в военно-морскую авиацию и добивается перевода. И вскоре разбивается на спортивной машине своего отца: множество переломанных ребер, смещение позвонков, пробитое легкое, парализованные руки… Карьера лейтенанта военно-морской авиации закончена.
Но стоп! По другой версии сам Капитан рассказал, что будучи военно-морским летчиком, попал в СССР, тайно добрался до Москвы (не зная ни слова по-русски!), жил на вокзалах и спал в подворотнях, пока на Арбате не встретил двух очаровательных русских девушек -блондинок, одна из которых оказалась ведущей артисткой Художественного театра, она чуточку понимала по-французски, и несколько месяцев влюбленный летчик прожил в ее комнате в огромной коммунальной квартире на улице Горького, втайне от НКВД и соседей по ночам прокрадываясь в туалет, «где всегда горела лампочка, засиженная мухами, и пахло дустом».
«Исключительная сила воли, – писал недавно один из крупнейших французских журналов, – характер борца позволили ему менее чем через год выйти из больницы слабым, но стоящим на своих ногах и с обеими действующими руками!»
Он влюблен. Его избранница – Симона Мелькиор, внучка адмирала Жана Баэма, страстно увлеченного подводными исследованиями, организатора экспедиции в Тунис, в Махдию. В июле 1937 года морской лейтенант Жак-Ив Кусто женится в Париже на Симоне Мелькиор и получает назначение на судно «Суфрен», приписанное к военно-морской базе в Тулоне. Здесь с помощью друзей, Филиппа Тайеза и Диди (а больше друзей у Кусто не было никогда) он и причащается к страсти «свободных погружений».
С начала войны, с сентября 1939 до июня 1940 – перемирия между Францией и Германией, Жак-Ив Кусто – канонир на крейсере «Дуплекс». В начале 1941 года по приказу правительства Виши он участвует в налете на итальянское представительство в Сете с целью получения секретных военных шифров. В 1946 году(!) за эту операцию его вдруг наградят орденом Почетного легиона. Но до тех пор – после налета, организованного его старшим братом Пьером-Антуаном Кусто, занимавшим высокое положение во время немецкой оккупации, – Кусто в войне больше не принимал участия.
С помощью друзей он смастерил камеру, поместил ее в водонепроницаемый бокс, и после нескольких неудачных попыток ему, наконец удалось осуществить съемки морского дна на глубине около 20 метров. В день окончания Сталинградской битвы Жак-Ив закончил монтаж 18-минутного фильма «18 метров под водой». Премьера этого фильма состоялась 10 апреля 1943 года в Национальном театре «Шайот» в Париже; премьера была организована тогдашними французскими властями под контролем ведомства фашистских оккупационных властей «Пропаганда Абщтеллунг». Восторженная рецензия на фильм была опубликована в коллаборационистской газете «Я повсюду», главным редактором которой был Пьер-Антуан Кусто, старший брат. И с его же помощью Жак-Ив получает у немцев разрешение на съемку в милитаризованной зоне средиземноморского побережья, все необходимые «аусвайсы», а также обеспечивается кинопленкой, строго лимитированной в то время.
Кусто создает свою компанию по производству фильмов – «Ассоциацию акул», – которая позднее и выпустит большую часть снятых им кинолент. «Можно с уверенностью сказать, – пишет французская пресса, – что в оккупированном Париже и начинается великая «Одиссея капитана Кусто». Тесть, Анри Мелькиор, познакомил Жака-Ива с инженером крупной компании «Эр Ликид» Эмилем Ганьяном, который в то время работал над «прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси».
С помощью этого редуктора и опять-таки по ходатайству Пьера-Антуана Жак-Ив отснял затопленные немцами на рейде в Тулоне французские корабли, и кадры эти стали основой фильма «Останки затонувших кораблей».
После освобождения Франции в 1945 году офицеры Филипп Гайез и Жак-Ив Кусто вернулись на морскую службу. Им предложили разработать и осуществить программу по разминированию тулонского рейда; они взялись за это опасное дело, создали на базе военно-морского флота специализированную структуру G.E.R.S. – группу подводных исследований и поиска под руководством капитана Тайеза.
Но Кусто с детства мечтал быть независимым. И первым. Он желал распоряжаться доходами от подводных разработок, проводимых с использованием редуктора «Кусто/Ганьян», поставленного на коммерческое производство филиалом компании “Эр Ликид». Позднее компания «Аква Ланг Интернэшнл» объединит более 20 фирм и будет производить и продавать по всему миру оборудование для погружений под различными марками. Нынче эта компания имеет оборот более 200 миллионов долларов, из которых Кусто как автору запатентованного изобретения принадлежит 5 процентов (10 млн долларов).
Продолжение в следующей части.
Автор: Сергей Марков, Александр Среднев.
Великий человек, больше добавить нечего!
Это точно.