Кошки и история
Роль кошки в нашей жизни известный немецкий естествоиспытатель, просветитель и путешественник 19-го века Альфред Врем оценил так: «Живое свидетельство человеческого прогресса, оседлости и развивающейся цивилизации». Как многое зависит от точки зрения! Принеся в дом котенка, любуясь его грациозной игрой, потирая на руках царапины после безуспешных воспитательных усилий и попыток настоять на своем, вы не задумываетесь над тем, что в ваш дом вошла сама История, причем довольно давняя. Здесь счет идет на тысячелетия.
Когда и где человек одолел в кошке ее дикую природу и поселил рядом с собой? Нужно сказать, что сделать это было нелегко. Ведь лесные, степные и другие ее виды отличаются злобным, неукротимым нравом. Долгое время считалось, что одомашнили кошку древние египтяне. Заслуги их в этой области были бесспорны. Известно, что в Древнем Египте приручили антилоп, журавлей, гиен и гиеновых собак. А в Карфагене одомашнили даже африканского слона — нашим современникам сделать это не удалось. Но появилась и другая точка зрения. Поводом для нее послужил коренной зуб домашней кошки, найденный археологами в Иерихоне и относящийся к VII тысячелетию до нашей эры. Некоторые ученые полагают, что кошку одомашнили в Месопотамии в начале III тысячелетия, и что в Египет она попала тысячелетием позднее. Там сумели совладать не только с этой охотницей за мышами, но и с двумя более крупными видами кошачьих — каракалом и камышовым котом.
Удивительная внешность, загадочные ночные похождения, сноровка и быстрота, с которой эти животные справлялись с, казалось, неуязвимыми грызунами, производили такое впечатление, что кошек окружили божественными почестями.
Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, жизнелюбие. Изображали ее в виде женщины с головой кошки. Центром ее культа был Бубастис, богатый город в восточной части дельты Нила. В праздничные дни к кошачьему храму в Бубастисе стекались сотни тысяч паломников. Им приносили жертвы в виде золотых, серебряных, бронзовых статуэток. После смерти священных животных мумифицировали. Целое такое кладбище «зверобожеств» археологи нашли в Бени-Хасане.
Кошачий облик по египетской мифологии придавался самому солнечному богу Ра: ведь когда солнце в зените, у его земного воплощения — Ра зрачки узкие; когда солнце исчезает за горизонтом, они расширяются, а ночью становятся во весь глаз. Совсем как у кошки. Иногда Ра и называли «Великим Котом». Его поединок со змеем тьмы художники рисовали так: одной лапой кот придавил голову змея, другой держит большой нож.
Можно было не позавидовать человеку, убившему кошку даже нечаянно. Суд был скорым и жестоким. А тот, кто находил труп священного животного, старался держаться от него подальше и тут же созывал свидетелей, чтобы доказать свою непричастность к случившемуся. В целом по законам древнего Египта убийство кошки приравнивалось к убийству человека, и наказанием за него была смертная казнь.
Из Египта и Передней Азии кошачье племя начало постепенно расселяться по всему миру (в древности вывоз этой святыни за границу был запрещен). В Европе они раньше всего появились в Причерноморье (VI в. до н. э.). Там они тоже были предметом роскоши. Археологи находят их останки только в богатых городах того времени.
А в IV веке нашей эры просвещенный римский агроном Палладий уже рекомендует использовать домашнюю кошку для защиты огородов от мышей. Когда появились первые христианские монастыри, то единственным животным, которое разрешалось там держать, была кошка. Начинает осознаваться ее сугубо хозяйственная ценность.
Интересно, что на Руси в этом качестве кошку первыми оценили тоже служители культа — и поставили под защиту церковного закона. Это зафиксировано в «Правосудье митрополичьем», известном судебнике XIV века. Он упоминает кошку как домашнего зверя и определяет величину денежного штрафа за ее хищение. Знаете, сколько? Столько же, как за трех скакунов или за стадо баранов!
Считается, что на Руси кошки были известны с VII века. Для наших предков они тоже стали олицетворением таинственных сил. В народных верованиях это был кот-баюн, голос которого слышался за несколько верст. Им он мог наслать крепкий сон на врагов или поразить их насмерть. Кот-баюн бродит по столбу у громовой мельницы: идет вверх — сказки сказывает; вниз — песни поет… Сказочный пушкинский кот ходит в другом направлении, и как он это делает,— каждый знает с детства.
Воображение человека, которому кошачья жизнь давала немало поводов, рождало суеверные представления об этих животных. Особенно о черных и белых. Первые, пробежав между людьми, могли «рассорить» их, вторые якобы выступали предвестниками смерти. Ямщики их боялись, перевозить кошек отказывались категорически — от этого, мол, лошади худеют и болеют. Считалось, что кость черной кошки делает человека невидимым, и в обмен на такую кошку у нечистой силы можно получить шапку-невидимку и неразменный рубль. Ребенок, проглотивший кошачий волос, перестает расти. Кошка, пробравшаяся в церковь перед венчанием, испортит жизнь молодым. Немало их было, суеверий, связанных с кошкой…
В исторических хрониках многих стран есть черные страницы, повествующие о том, как кошек — якобы олицетворение дьявольских сил, пытали, замуровывали в стены, сжигали. Особенно сильно доставалось кошкам во время эпидемий чумы, свирепствовавших в средневековой Европе. Невежественные жители средневековья считали кошек (особенно черных) носителями заразы и массово их уничтожали, чем еще больше усугубляли катастрофическую ситуацию, ведь действительными переносчиками чумы являлись многочисленные крысы и мыши, которых и так было вдоволь на улицах средневековых городах, а с истреблением кошек ставало еще больше, ведь кошка является древнейшем в истории отпугивателем мышей.
В 1648 году сам французский король Людовик XIV в день летнего солнцестояния лично возжигал на Гревской площади Парижа костры, на которых сжигали кошек, и плясал вокруг огня. Такие костры горели на Масленицу, Пасху, в первое воскресенье поста и другие церковные праздники. Девять веков во Фландрии, в городе Ипр, сохранялся обычай в среду второй недели поста сбрасывать этих несчастных жертв суеверия с высокой башни.
Кстати, о способности кошки падать на четыре лапы. Этим она тоже поражала воображение людей. В фильме «Гений дзюдо» герой его, освоив позаимствованную у кошки технику приземления, вышел победителем в борцовском поединке. А китайский врач Хуа Дэ, основоположник системы «и цзинь чжи», вошедшей в III веке в основу китайской национальной борьбы, наблюдая за этими животными, сделал одним из методов своей системы «стиль тигра». Он добивался того, чтобы движения борцов были быстрыми, увертливыми, выполнялись в узкой стойке и со сжатыми кулаками.
…Египтяне называли своих кошек просто — «мау». Это было явным звукоподражанием. И по-китайски «кошка» — «мао». Ее иероглиф считался символом долговечности. Изящество, физическое совершенство, независимый характер этих животных не только в прошлом, но и в наше время привлекают внимание многих людей. Кошка, которая «ходит сама по себе», стала буквально олицетворением своенравия и самостоятельности.
…Домашний дух иль божество.
Всех судит этот идол вещий,
И кажется, что наши вещи —
Хозяйство личное его.
Это строки известного стихотворения «Кот» французского поэта 19-го века Шарля Бодлера в переводе Павла Антокольского. Оба они любили кошек.
Автор: А. Чегодаев.
Дякую автору за цікаву публікацію. Піду, розкажу щось нове свому котику )
Нема за що, у вас котик, а в мене киця і це саме вона зображена тут на першому фото до статті, її звати Муська 🙂