История пистолета
Блистательный век рыцарства кончился с появлением артиллерии. Крупнокалиберные огнестрельные чудища с успехом взламывали оборону противника: ни дубовые кованые ворота, ни каменные стены не могли устоять против тяжелых ядер осадной артиллерии. Но в конном бою неповоротливые орудия не были столь эффективными. Однако вооруженный фитильным ружьем простолюдин мог легко вышибить из седла благородного тяжеловооруженного рыцаря, оставаясь сам вне досягаемости его копья и меча. К этому времени вес брони конного рыцаря давно превзошел разумные пределы. Упавший с коня воин уже не мог самостоятельно подняться с земли и становился легкой добычей пехотинца. Поэтому увеличивать толщину брони не имело смысла, тем более что пуля все равно пробивала ее. Перед цветом армии — кавалерией — замаячила безрадостная перспектива полного вымирания. Выход нашелся в изобретении пистолета, а заодно и в отказе от бесполезной теперь брони.
В Национальном историческом музее в Стокгольме хранится интересный экспонат: маленькая шестигранная пушка с двумя литыми рукоятками, изготовленная в Германии в XIV веке. По существу эта ручная пушка и была первым известным нам пистолетом. Новый вид оружия быстро распространился в армиях Европы, и особенно среди кавалерии.
Совершенствование огнестрельного оружия за 600 лет его существования проходило по трем основным направлениям: увеличение дальности стрельбы (убоиной силы), повышение точности (кучности) и скорострельности. Два первых фактора были особенно важны для длинноствольного оружия. Все армии стремились получить пищаль, фузею или мушкет, способные точно поразить противника с безопасного расстояния. Скорость стрельбы при этом была делом второстепенным. Чтобы добиться быстроты огня, применялись различные тактические приемы. Первый ряд мушкетеров давал залп, тут же выступал вперед второй ряд, потом третий и так далее: за это время первый ряд успевал снова зарядить оружие. При защите крепостей поступали по-другому — там каждого стрелка обслуживали несколько заряжающих, что позволяло ему вести непрерывный огонь.
Но короткоствольное оружие — совсем другое дело. Точность и дальность стрельбы для пистолета были не столь важны. Какая уж там дальность или точность, когда противник находится в двух-трех шагах от тебя. Тут, как говорится, и слепой в цель попадет. Главное — скорострельность.
Вспомним, как заряжались кремневые пистолеты. Из пороховницы насыпался в мерку заряд пороха, потом его надо было всыпать в ствол (вот почему раньше были популярны стволы в форме воронки), достать из мешочка и отправить в ствол пулю, забить пыж, взвести курок, насыпать порох на полку… Можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев воину приходилось хвататься за шпагу, не успев сделать второго выстрела, ибо противник за это время успевал приблизиться вплотную.
Чтобы ускорить стрельбу и заряжание, было сделано немало усовершенствований. В середине XVII века появился кремневый замок, патрон и шомпол. Правда, патрон еще не обрел форму современного патрона, к которому все мы привыкли, — это была бумажная гильза с пулей и зарядом пороха. При заряжании стрелок разрывал патрон зубами (была даже команда: «скуси патрон»), на глазок отсыпал часть пороха на полку. Остальное он высыпал в ствол, отправлял туда же пулю, а гильзу использовал в качестве пыжа… И все же пистолет оставался оружием, способным в рукопашной схватке сделать только один выстрел, а этого было мало.
Выход нашелся в многозарядности и многоствольности. Многозарядные пистолеты появились где-то в первой половине XVI века и были для своего времени шедевром технической мысли. В двух продольных каналах, расположенных вдоль рукоятки, хранился запас пороха и пуль. В центре пистолета, между рукояткой и стволом, располагался вращающийся барабан с двумя углублениями против каналов. Стоило опустить ствол вниз, как в одно углубление падала пуля, а второе наполнялось порохом. Затем следовал поворот рукоятки — барабан поворачивался на 180° — и пуля выпадала в ствол. Еще небольшой поворот барабана — и позади пули оказывался заряд пороха. Пистолет заряжен.
Удобно? Удобно. Но такие системы распространения не получили — из-за очень высокой стоимости. Их делали только для очень состоятельных лиц, в основном для коронованных особ.
Очень привлекательной была идея многоствольности и многозарядности. Естественно, что такое оружие появилось — с двумя стволами, с тремя, четырьмя, шестью и даже десятью. Стволы располагали рядом, как у современной двустволки, один под другим — по схеме бокфлинт, барабаном и даже веером. Особенно удачными оказались многоствольные пистолеты, стволы которых объединялись во вращающийся барабан.
Но широкое распространение пистолеты с барабаном получили примерно в середине XIX века. Их стали называть револьверами (от английского revolve — вращать).
В XVI веке появились первые образцы нарезного оружия. Правда, в то время нарезы были не винтовыми, как сейчас, а прямыми. Они служили совсем иной цели — в них скапливался нагар при забивании пули. Только через двести лет оружейники догадались использовать нарезы для закручивания пули, что сразу же повысило точность стрельбы. Наконец, появился патрон, в котором объединялись в единое целое пуля, заряд и запал. Сложная процедура заряжания сразу упростилась, появилась возможность автоматизации процесса заряжания.
Ставший очень популярным в конце XIX века револьвер был почти идеальным оружием. Он позволял сделать несколько выстрелов подряд буквально за секунды. Ему практически не угрожали осечки — при повторном нажатии на спусковой крючок барабан поворачивался, курок взводился, и тут же раздавался следующий выстрел. Револьвер был неприхотлив и надежен, не боялся ударов, засорения, никогда не делал случайных выстрелов, имел точный и сильный бой, его центровка при стрельбе не менялась. Конструкторами в разных странах было создано много образцов револьверов. Смит и Вессон, Кольт, Наган, Веблей — многие из имен изобретателей стали теперь нарицательными.
Главным недостатком револьверов был незначительный запас патронов в барабане — обычно шесть или семь (хотя были и 12-зарядные). Перезарядка барабана занимала много времени. Менять его целиком тоже было неудобно — он был тяжел, в горячке боя патроны из него могли выпасть. Некоторые конструкторы стремились создать барабаны увеличенных размеров и даже магазины из барабанов. Такое чудовище скорее напоминало пистолет-пулемет Дегтярева с круглым диском и вряд ли могло считаться карманным оружием.
Широкому распространению револьверов способствовало появление в 1874 году металлического патрона. В первых револьверах Кольта, например, необходимо было насыпать порох в каждую камеру барабана, дослать пули шомполом и надеть на затравочный стержень капсюль.
Но все-таки и этого было мало. В поисках идеи, которая позволила бы стрелку вести быстрый и длительный огонь, конструкторы заменили вращательное движение пуль при перезарядке поступательным. Был создан плоский магазин, сразу разрешивший проблему.
В последние годы XIX века появилось автоматическое оружие, в котором и осуществились конструкторские находки, успешно применяемые в пистолетах Борхардта, Люгера, Маузера. Для того чтобы сменить в них магазин, достаточно трех-четырех секунд. Плоский магазин гораздо удобнее круглого, тяжелого барабана — клади в карман хоть десяток. Автоматический затвор позволяет вести огонь чуть ли не очередями. Однако пистолеты гораздо капризнее револьверов. Перекос патрона, заедание в магазине приводят к полному прекращению огня.
А как же обстояло дело с точностью стрельбы? «В тридцати шагах промаху в карту не дам, разумеется, из знакомых пистолетов», — говорит герой Пушкина в повести «Выстрел». Результат довольно высокий даже для нашего времени. Дуэльные гладкоствольные пистолеты стреляли сильно и точно.
Вам никогда не приходилось видеть скоростную стрельбу по исчезающим мишеням? Стрелок стоит в 25 метрах от пяти мишеней, повернутых к нему ребром. Каждая мишень — силуэт человека в полный рост, в центре силуэта — овальная «десятка» размером с ладонь. В какой-то момент все пять мишеней поворачиваются. Рука стрелка с оружием плавно поднимается (целиться заранее нельзя). Вот она замерла на долю секунды, и сразу — выстрел! выстрел! выстрел! Только четыре секунды дается спортсмену на то, чтобы поразить все мишени. На каждый выстрел отпущено меньше 0,8 секунды. Выстрелы нескольких стрелков сливаются в почти пулеметную очередь. Выстрел — десятка. Выстрел — десятка. Через четыре секунды мишени исчезнут, и тот, кто немного помедлил, рискует послать последнюю пулю «за молоком».
Скоростная стрельба по силуэтам ведется из спортивных пистолетов конструкции Марго- Лина. Хороший стрелок из такого пистолета тоже не промахнется в карту, но на вдвое большем расстоянии, чем пушкинский Сильвио, — на 50 метров.
В музеях мира хранится много любопытных конструкций комбинированных пистолетов. Разве не соблазнительно было выстрелом из шпаги уложить противника, не дав ему приблизиться на дистанцию удара? И вот появляются пистолеты-шпаги, пистолеты-кинжалы, пистолеты-алебарды, пистолеты-пики, пистолеты-топоры, даже пистолеты-скипетры и пистолеты-кнуты. Среди таежных охотников был широко распространен двуствольный пистолет для медвежьей охоты — крупнокалиберное оружие, на стволы которого был вдобавок насажен откидной нож. А в позапрошлом веке в Бельгии был изготовлен хранящийся сейчас в одной из частных коллекций комбинированный пистолет калибром 7 мм, который одновременно был также ножом и кастетом.
Авторы: Ф. Фирсов, В. Щекотов.