Блуждающие готы
Как только произносится слово «готы», сразу возникают ассоциации: готический шрифт, готический стиль в архитектуре, своеобразные выражения немецкого национального духа, или же представители весьма своеобразной молодежной субкультуры. На самом же деле ни устремленные ввысь готические соборы, ни изломанные готические буквы (и уж тем более не современные молодые люди в черных одеждах) к собственно готам прямого отношения не имеют. Все это — уже как минимум позднее средневековье, и народ готы к тому времени уже давно исчез с исторической арены. Ни один гот никогда не писал готическим письмом, ни один никогда не положил и камня в стену готического собора. Только сохранившаяся память об этом народе и деяниях готов дала такие названия.
Что касается немецкого духа, то ни жители средневековой Германии, ни современные немцы к готам тоже не имеют прямого отношения. Готы, конечно, германцы, мы знаем их язык, поскольку до нас дошла Библия, переведенная на готский епископом Ульфилой в IV веке. Роскошный фолиант — на пурпурном пергаменте буквы серебряными чернилами ныне находится в библиотеке университета Упсалы в Швеции. Но — самое интересное в своих пятисотлетних блужданиях по Европе территорию современной Германии готы как раз и миновали. Капли готской крови можно было бы найти скорее у современных шведов, поляков, украинцев и русских, греков, итальянцев, французов, испанцев, чем у немцев.
На рубеже нашей эры готы вышли из Скандинавии, обосновались на южном берегу Балтики, а поколений через пять двинулись далее к югу, в Причерноморье. Уже отсюда совершали набеги на Балканы, Малую Азию и Кавказ, были выбиты нашествием гуннов, частично бежали на Балканы и в Среднее Подунавье (территорию современной Венгрии), а затем двинулись на запад, захватили Северную Италию, юг Франции, север Испании и здесь создали свои королевства. Позже были разбиты византийцами, франками, арабами и исчезли, растворившись в других народах. Небольшая группа готов долго сохранялась в горном Крыму. Последних их потомков — христиан — Екатерина переселила в Мариуполь. Таковы основные вехи, основные этапы их истории.
Каждый этап — своя проблема, о каждом можно написать отдельную статью или книгу, но мы вынуждены быть краткими, и потому наше изложение истории готов получится несколько упрощенным.
Готам повезло. У них было по крайней мере три своих историка, и труд одного из них до нас дошел. Это небольшая книжка некоего Иордана, гота по происхождению, писавшего в середине VI века. Прочие сведения черпаются из работ других древних авторов, в частности отцов церкви раннего средневековья. Из мозаики разрозненной информации можно сложить более или менее полную картину, хотя временами довольно противоречивую.
Подспорьем служит и археология. На каждом этапе готы представлены археологическими памятниками и находками, хотя мы почти никогда не знаем точно, принадлежат ли они собственно готам или кому-то из ближайших их соседей — друзей или врагов. Все время происходило смешение с другими племенами и этносами. Но каждый этап готской истории, так или иначе, отражен в археологических находках. Итак…
Иордан пишет: «…громадное море с арктической стороны имеет обширный остров по названию Скандза. С него и надлежит нам, с Божьей помощью, повести нашу речь, потому что то племя, о происхождении которого ты с нетерпением хочешь узнать, пришло на европейскую землю, вырвавшись подобно пчелиному рою из недр именно этого острова… Скандза лежит против реки Вистулы … с этого самого острова Скандзы, как из мастерской племен, или, вернее, как из утробы, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг». Об этом «вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения».
Песни, сказания, саги… Но ведь все это сказки. Как им верить? Некоторые исследователи и не верят. Переселение из Скандинавии это вообще «бродячий мотив германского фольклора», а археологические материалы не дают оснований говорить о какой либо эмиграции с полуострова, готы всегда жили на континенте, — утверждает немецкий археолог Рольф Хахмани. Иордан все путает, вторит ему М. Ю. Брайчевский, Скандза — на самом деле Кавказ, готы изначально, живя на Кавказе, вообще не были германцами, а были иранцами и, только попав в Западную Европу, заговорили – по-германски.
Однако попробуем все-таки поверить Иордану. Достаточно много конкретных северных реалий у него названо, а ведь и в сказаниях, и в сагах может содержаться зерно исторической истины, пусть даже не большее, чем в былинах об истории Киевской Руси. Так или иначе — других источников у нас нет, разве что археология может что-то добавить.
Но работать с археологическими материалами Скандинавии трудно. Там много памятников так называемого предримского и римского времени, соответственно III—I веков до новой эры и I—IV веков новой эры. Это или поселения с длинными наземными домами около 15—20 метров в длину и 4—5 метров в ширину со стенами, сложенными из кусков дерна, иногда на каменных фундаментах, или, что чаще, это каменные курганы — могильники с разнообразнейшими конструкциями: выкладками в виде концентрических кругов, изредка в виде колес со спицами, треугольников с вогнутыми сторонами, крупных камней, стоящих по кругу (так называемые домарринген) или имитирующих ладью. Под всеми ними — остатки трупосожжений, иногда (в римское время) — трупоположения.
Многие такие могильники существовали долго — от поздней эпохи бронзы (IX—VIII века до новой эры) по эпоху викингов (VIII—IX века новой эры) — хотя большая часть приходится на предримское и римское время. Каменные конструкции зачастую и сегодня видны на поверхности, особенно с вертолета, но раскапывать их шведские археологи не любят.
Дело в том, что на несколько сотен таких конструкций, составляющих могильник, придется лишь десяток-другой захоронений, где обнаружатся какие-нибудь вещи — керамика, застежки плаща (фибулы), булавки, оружие или специфические железные кривые ножи, точнее — серпы или сучкорезки. Такие сучкорезки до недавнего времени использовали шведские крестьяне, заготавливая на зиму корм скоту — ветки с листьями и камыш.
В остальном же в захоронениях — ничего, кроме пережженных косточек и пепла. Сжигали покойников столь основательно, что ничего не сохранилось. Из-за этого возникают сложности даже с определением времени захоронений. Именно поэтому шведские археологи и предпочитают раскапывать более многообещающие памятники эпохи бронзы и эпохи викингов. По мелким деталям каменных конструкций они уже научились отличать их, хотя временами и ошибаются.
Недавно мне довелось два месяца провести в Швеции, знакомясь с полевыми отчетами о раскопках, публикациями и материалами музеев. И вот что можно сказать, суммируя впечатления.
В Западной Швеции, например, почти нет датированных погребений раннеримского времени (I—II века новой эры), хотя представлено предримское (III—I века до новой эры) и позднеримское время (III—IV века новой эры).
На острове Готланд есть несколько крупных могильников, планы которых напоминают песочные часы. В одной части находятся захоронения предримского времени, в другой — римского, а в промежутке между ними — сравнительно узкая перемычка из недатированных захоронений.
Таким образом, Рольф Хахмани был, по всей вероятности, не совсем прав, говоря об отсутствии следов эмиграции. Археология дает возможность увидеть, что заселенность некоторых регионов Швеции уменьшается.
В средней Швеции есть три провинции с характерными названиями — Вестготланд, Остготланд и остров Готланд. Если свидетельства Иордана отражают в какой-то мере историческую реальность, то какой из провинций, претендующих на роль прародины готов, следует отдать предпочтение?
Иордан сообщает: «Скандза имеет с востока углубленное в земной круг озеро, откуда река Ваги, волнуясь, изливается, как некое порождение чрева, в Океан». Это описание лучше всего могло бы соответствовать озеру Венэрн и широкой реке Гота Альв, в устье которой стоит город Гетеборг, Гота Альв — западная граница Вестготланда.
Иордаи, правда, говорит о восточной части Скандзы, но там столь схожих географических реалий нет. И еще один момент, позволяющий отдать предпочтение Вестготланду. Там в отличие от других регионов и в предримское, и в позднернмское время почти нет захоронений с оружием. Почему это важно, будет ясно из последующего рассказа. Но его уже читайте в следующей части.
Автор: Марк Щукин.