Забытая морская битва. Продолжение.
Отталкиваясь от письменных источников, Франк Годдио узнал расположение всех кораблей в бухте Абукир. Он решил тщательно изучить ее акваторию, чтобы до начала поисков составить карту с точным указанием местонахождения каждого обломка. Для этого он избороздил всю бухту на катамаране, оснащенном электронным оборудованием и мощным компьютером. Эти чувствительные приборы, систематически ощупывающие подводные глубины, способны обнаружить мельчайший предмет, чья форма и размер соответствовали искомому. Для этого электронного “траления” команда Годдио использует, в частности, такие приборы, как магнитометр, способный засечь металлические предметы, даже покрытые толстым слоем песка.
Другой прибор — это радар, способный обнаружить неметаллические предметы. Катамаран оборудован также и другим прибором — эхолотом, выписывающим детальный профиль морского дна. Сведения, полученные от этих приборов, передаются на запрограммированный компьютер, имеющий в своей памяти все полезные сведения: размер судна, его груз, снаряжение, количество пушек, координаты нахождения судна во время его крушения и т. д. Затем компьютер сравнивает сведения, выданные электронными приборами, с предварительными данными. Получив необходимую информацию и произведя сравнительный анализ, прибор наносит на карту месторасположение искомого предмета.
Кроме всех этих технически совершенных приборов используется более простой способ поисков — при помощи зрения. При прозрачной воде контуры обломков корабля различаются визуально.
Исследование найденных под водой предметов производится так же, как и на земле. Только вместо кисточек для очистки используется специальный “пылесос”, снабженный несколькими шлангами для очистки от песка и морских отложений.
Объекты раскопок или поднимают со дна для их изучения, или оставляют на месте. В последнем случае делается муляж этого предмета прямо под водой. Для этого используется мягкий пластик, который наносится на предмет, обтекает его со всех сторон и оставляется на 18 часов. После этого готовая форма поднимается на поверхность, предоставляя исследователям точную копию формы предмета. Такой метод применяется, например, для прочтения надписей на дереве, ставшем слишком хрупким для того, чтобы манипулировать с ним, или для моделирования слишком тяжелых металлических предметов, которые тяжело перемещать.
Поднятые на поверхность предметы должны быть обессолены, ибо могут разрушиться от контакта с воздухом. Франк Годдио, зная, что на эту операцию обычно уходят многие месяцы, придумал свой способ. Для этого он располагает предмет в соленой воде, в которую постепенно добавляет воду пресную. Каждый день уровень соли замеряется, и когда он становится нулевым, то значит процесс завершен. “Это очень просто, — рассказывает Франк Годдио, — предметы из твердых материалов обессоливаются в течение нескольких дней, тогда как более легкие, например деревянные, требуют двухнедельной промывки”. Годдио заметил также, что керамические предметы легче обессолить, полоская их в ваннах с пресной водой.
Раскопки “Орьента” позволили Годдио найти большое количество артефактов: оружие, амуницию, кухонную посуду, навигационные и хирургические инструменты, пуговицы от униформы, курительные трубки и т. д. На поверхность была поднята часть человеческих костей — останков погибших. Одной из самых интересных находок был руль судна, на котором была надпись “Дофин Руаяль”— именно такое название имел “Орьент” до французской революции. Были найдены также тысячи свинцовых типографских букв. Бонапарт действительно имел на борту этого судна типографский станок для печатания пропагандистских листовок, которые он рассчитывал распространить в Египте.
В настоящее время Годдио удалось идентифицировать четыре корабля. Кроме “Орьента” речь идет о “Серьез” — 42-пушечном фрегате, тщетно пытавшемся преградить путь английскому флоту, и двух других фрегатах — “Артемиз” и “Гемолион”, которые почти полностью сгорели. Таким образом, Годдио направит все свои усилия на изучение “Орьента” и “Серьез”.
“Во время изысканий действовать надо быстро. Это принцип морской археологии, — объясняет Годдио, — ведь работать приходится под постоянным давлением”. Найденные и очищенные от наносов вещи легко могут быть разрушены от перепадов давления, а также волнами, рыбами и ракообразными. Даже в течение одной ночи водоросли могут полностью закрыть находку! По причине плохой погоды, как это часто бывает в конце сезона, археологи иногда бывают вынуждены сворачиваться. Зимой же приходится вновь закапывать находку, чтобы избежать ее порчи. Для этого используется тот же “пылесос”, но по принципу обратного действия. “Эта работа требует нескольких дней, но она необходима”, — замечает Годдио. Это уже трижды проводилось с обломками “Орьента” и каждый раз давало хорошие результаты. После завершения изучения остатков “Орьента” и ‘Серьез” Годдио и его команда вновь опустят их на морское дно, где засыпят песком, сохранив их таким образом для будущих поколений.
Автор: Ян Катин.