На руинах Херсонеса

Херсонес

На западной окраине Севастополя, за извилистой Карантинной бухтой, лежат развалины древнего Херсонеса. Вот уже 136 лет ведутся здесь раскопки, но нельзя сказать, что полностью исследована хотя бы половина города. Две с половиной тысячи лет назад по Черному морю (греки называли его Понт Евксинский — море Гостеприимное) плыли торговые греческие корабли с грузом вина, оливкового масла, ремесленных изделий. У скалистых берегов Таврики корабли нашли удобное пристанище в спокойной, глубоко вдающейся в материк бухте, которая теперь называется Карантинной. (В этом месте расположился нынешний Севастополь.) На отлогом песчаном берегу этой бухты возникло небольшое торговое поселение, ставшее зародышам города. Несколько десятилетий спустя (около 422 года до н. э.) здесь обосновались политические эмигранты из города Гераклеи Понтийской (современная Пендераклея на южном берегу Черного моря, в Турции). По рассказу Аристотеля, в этом городе одержали верх аристократы, захватившие политическую власть, поэтому демократы вынуждены были покинуть город. Изгнанники нашли новую родину в маленьком поселке на противоположном, северном, берегу Понта. Поселение получило название Херсонес (полуостров), но в отличие от более старого греческого города, Херсонеса Фракийского, новый Херсонес назывался Таврическим.

На рубеже IV — III веков до н. э. это был уже большой процветающий город. Господствовавшая здесь рабовладельческая демократия выработала свою конституцию, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней гражданская присяга, написанная в начале III века до н. э. Этот исторический документ, текст которого вырезан на белой мраморной плите, был в свое время выставлен на главной площади города. Перечислявшиеся в нем права и обязанности касались только свободных граждан, рабы, естественно, никаким гражданскими правами не пользовались.

После краха античного рабовладельческого общества и раздела Римской империи на Западную и Восточную, Херсонес попал в орбиту влияния Византийской империи. У наших раскопок есть своя история. В 1835 году крупный военный инженер, талантливый археолог Л. Л. Бертье-Делагард наблюдал за работами Военного ведомства, проводившего шоссе по южной территории Херсонесского городища. Шоссе прорезало древнюю крепостную стену и задело часть какого-то здания, примыкавшего к внутренней стороне стены, А. Л, Бертье-Далагард был поражен технической грамотностью строителей здания, его монументальностью, красотой и тщательностью отделки стен. Но здание так и осталось нераскопанным.

Херсонес

Тринадцать лет спустя, в 1898 году, тому же ведомству понадобилось снова произвести работы на этом месте. Приглашенный в качестве наблюдателя-археолога К. К. Косщошко-Валюжинич раскопал обнаруженное в 1885 году здание на большом протяжении, но далеко не полностью, и нигде не доходя до фундаментов. Открыта была только верхняя часть здания, подвергавшегося за свое существование неоднократным перестройкам, в которых ученый не разобрался. Косцюшко произвел обмеры, нанес на план раскопанную часть и закопал все снова. Прошло еще 60 лет. В 1958 году экспедиция исторического музея, исследуя территорию, прилегавшую к наружной стороне древней крепостной стены, снова наткнулась на это здание.

Херсонес

Здание занимало командную высоту. Перед ним расстилались море, бухта и город. В поле зрения наблюдателя, стоявшего на верхнем этаже замка (по своему первоначальному назначению здание было именно замком), оказывались и двое главных городских ворот и юго-восточные подступы к городу. Фундаменты стен здания были опущены в насыпь на глубину от пяти до пяти с половиной метров, и стояли на материковой скале, так же как и крепостная стена.

В междустенной засыпи и сквозь стены-корфорсы проходило ложе хорошо сохранившегося водопровода из керамических труб. В среднем длина труб достигала 70 см. при диаметре в 25 см. Трубы соединялись специальным раствором извести с песком — цемянкой. Прочность цемянки со временем увеличивалась настолько, что проще было разбить трубы, чем разъединить их. Этот водопровод начинался за много километров от города, на Караньских высотах, близ Балаклавы, где и сейчас бьют источники пресной воды. Он то и доставлял воду в главное городское водохранилище, откуда по сложной системе глиняных труб вода шла во все уголки города.

Херсонес

В 1960 и 1962 годах экспедицией Исторического музея было открыто вместительное водохранилище, непосредственно примыкавшее к замку. Раскопанная глубина его — 4 м, длина и ширина — 26 и 22 м. По-видимому, первоначальная глубина была не менее 7—8 м, нельзя считать окончательной и оценку длины и ширины бассейна, так как западный его конец еще не исследован.

Стены бассейна были гигантской толщины. Они складывались из бутовых камней и облицовывались хорошо обработанными плитами известняка. Как бы «срезанные» углы бассейна выложены специальными фигурными плитами. Такая система кладки обеспечивала прочную связь углов со стенами. Восточная стена водохранилища непосредственно примыкала к крепостной стене. Ярко-красные кирпичные полосы стен выглядели очень эффектно на нежно-розовом фоне строительного раствора — цемянки, которым были проложены кирпичи и оштукатурены каменные кладки. Таким техническим приемом достигалась двойная цель — прочность стен и их наружная декоративность. В переплеты сводчатых окон вставлялись толстые литые стекла. Оконные наличники были из разноцветного мрамора: зеленого, серого, черного, белого, Внутренние помещения, разделенные каменными стенами с сохранившимися в них дверными проемами, представляли большие залы со сводчатыми перекрытиями.

Херсонес

Судя по толщине стен, державших эти перекрытия, можно предположить, что здание было трех- или четырехэтажным. Многочисленные обломки мраморных облицовочных плиток и куски штукатурки с фресками позволяют восстановить внутреннюю отделку здания. Сохранность и высота цокольного фундамента (до 5,5 м) позволяют думать, что будет найден вход в подвальный этаж.

Когда же и кем в Херсонесе мог быть построен этот монументальный архитектурный комплекс? Технические особенности замка характерны для приемов византийского строительства IX—X веков, на это же время указывает состав археологического материала насыпи; формы и техника глиняной посуды, монеты. Сопоставление всех признаков позволяет установить дату: замок построен в IX веке.

Теперь вспомним, какие события произошли в Херсонесе в IX веке. Византийский император Константин VII Багрянородный (X век) в трактате «Об управлении государством» рассказывает о важном для истории Херсонеса событии: в начале 30-х годов IX века город попал в непосредственное подчинение Византии. Произошло это в царствование деда Константина — императора Феофила (820—842). В начале правления Феофила к нему обратились хазары с просьбой прислать им хорошего архитектора для постройки крепости. Феофилу было важно иметь союзников на побережьях Каспийского и Азовского морей, куда как раз распространялось влияние хазар. Император быстро откликнулся на их просьбу. Из Константинополя в Хазарию командируется крупный византийский архитектор, одновременно и военно-политический деятель в ранге спафарокандидата (полковника) — Пётрона Каматир. Путь его туда и обратно лежал через Херсонес.

В докладе Феофилу он высказал опасение, что Херсон (так в средние века стал называться Херсонес) может «отложиться» от империи, что городское самоуправление в лице местного протевона ненадежно и может заключить союз с врагами Византии. Поэтому Петрона предложил включить Херсон в административную систему империи путем организации специального территориального округа — Херсонской фемы, а в город назначить византийского стратега — наместника императора. Феофил последовал совету.

Продолжение читайте в следующий статье.

Автор: Н. Пятышева.