Уважаемый Баба-Яга. Продолжение.

Баба-Яга

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Новые времена — новые страхи. Каждая эпоха привносила нечто новое и в образ Яги. Неожиданно она стала жадной. Вокруг избушки вдруг появился забор. Зачем он? А запор на воротах, черепа на заборе и прочее. Человечество вошло в эпоху имущественного неравенства, появилась частная собственность, и перед Бабой-Ягой встали новые проблемы. Большухе над ведьмами (так именовал ее В. Даль) надо бы поберечь свои сокровища. Вот и дорисовывали ей замки. Причем запор на воротах (отметьте!) – из кости. Примитивный. Более символический, чем настоящий. Так было, вероятно, и у людей. Сначала такого «указателя», своего рода табу, доставало. Потом появятся слова типа «не укради» и необходимый притом хитрый замок. Баба-Яга становится главой леса, первой из ведьм, постепенно заняв лесной трон, устанавливает прямо-таки монархические порядки.

Так же и черепа на заборе. Их сила не в физическом воздействии. Крепость Яги можно было легко взять, перемахнув через забор. Но забор, украшенный черепами да еще с огненными глазами,— это может остановить и толпу, удержит силой страха. Вот она, эффективность психологического воздействия. И еще одна грань образа: Яга – лютый бюрократ. «Я не люблю,— говорит она Василисе Прекрасной,— чтобы у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем!».

ЯГА ПУТЕШЕСТВЕННИЦА. Человек начал осваивать новые территории, налаживать связи с себе подобными. Вслед за ним стала путешествовать и Яга. Но как ей путешествовать с костяной ногой? Да еще по опасным чащобам, по болотистым хлябям. Летать, что ли? И она полетела…

Известный исследователь первобытных религий Л. Я. Штернберг подметил, что на шабаш ведьм — «торжественные собрания» обитателей леса — все летали. Русские ведьмы и Баба-Яга, писал он, носятся в небе в железной ступе (котле-туче), погоняя пестом или клюкой, заметая след помелом. При этом стоит небывалый шум: земля стонет, ветры воют, а духи нечистые издают дикие вопли.

Баба-Яга

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ. Шли чередой века и тысячелетия. Люди уже создали себе богов. Появились Яхве, Будда, Иисус Христос и Аллах. Русь приближалась к своему крещению. Этот факт стал поворотным в биографии Бабы-Яги. До сих пор она не имела имени, столь хорошо знакомого теперь всем (и Ягой, и Бабой мы называли ее условно), существовала под разными именами. Мне рассказывали, например, что в деревне Рябино Калининской области, близ станции Бовражьей, малышей пугают местным лешим — Яшкой Шанинским. В других местах были, вероятно, свои лешие с именами и фамилиями. Однако вот что диковинно. Брокгауз и Ефрон в своей знаменитой энциклопедии обратили внимание на фонетически близкое звучание схожих с Ягой имен персонажей польских, словацких и чешских сказок! Баба-Яга — славянка?

Профессор Киевского университета П. В. Владимиров в конце 19-го века так и писал: «Славянское происхождение «Яги» отражается в сказках и поверьях всех славян: чешская, словацкая Ежи-баба»… Еще раньше А. Потебня подметил: созвучны Яге Едза у поляков, Енжи-баба у словаков, Еду-баба у чехов, едзинка, галицко-русское Язя. Значит, славянка? Но вот российский исследователь С. А. Токарев находит персонажей, схожих с Бабой-Ягой в германской и греческой мифологии. Получается, Баба-Яга, как заметил В. Я. Пропп.- явление международное. И причиной тому… христианство, сменившее целые сонмы местных богов, идолов, леших и каменных баб. Да, была и каменная баба — никое исчадье древней тьмы» (И. Бунин).

Баба-Яга

Интернациональную природу Яги помогает понять подсказка А. В. Луначарского, она же помогает определить и пол. Расхожее имя может быть объяснено так: бог Яхве, или сокращенно Ягу. Это одно из наименований бога в Ветхом завете. В русском синодальном переводе имя Яхве заменено на «Господь». Древние же получили имя Господа из «первоисточника». Они слышали и Яхве, и Ягве, и просто Ягу…

Но почему Бог обретает столь странное, прямо скажем, страшное обличье? Может быть, все объясняет процедура внедрения христианства – насилие, разрушение привычных стереотипов жизни, мышления людей? И чем сильнее было насилие, чем сильнее пригибали к земле перед новым, чужим богом, тем больший страх и одновременно протест вырастал в славянской душе. Ягу становился самым опасным врагом язычников, самым страшным из них. Пугать начинали теперь уже им. Детей пугали не просто чудищем, обитавшим в лесу, а строгим Богом, почему-то очень похожим на ранее известную Ягу (только ударение на первом слоге).

Так с конца X века затейливо переплетаются в сказаниях и в народном сознании, с одной стороны, привычная байка про страшилище в лесу, а с другой — новый Бог, среди многочисленных имен которого явственно слышится созвучное Яге, Ягу. Вот и крестили почти что родную Бабу-Ягу, бедное, одичавшее лесное существо. Крестили именем Бога, ненавистного старой, языческой Руси. А Баба-Яга осталась как бы символом несломленного язычества.

Теперь вы убедились: Яга — мужчина. Вот уже тысячу лет он скрывается под женскими одеждами. За такую древность Яги говорят следующие факты. В 1-й Новгородской летописи под годом 1200-м упоминается «Ягиниця» — прозвище, соответствующее русалке, упырю, водовику и т. п. Названия ега-баба, баба-ягая, баба-юга, Ягична Яга-бовна восходят, отмечал профессор П. В. Владимиров, к XII веку.

Что ж подходит к концу наше историко-детективного «расследование». Порок узнан, мы объявляем ему об этом. Прятаться дольше бессмысленно! Удалось установить не так уж мало. Если бы мы стали заводить на Бабу-Ягу «личный листок по учету кадров», мы заполнили бы в нем много граф: имя, отчество, возраст, пол, род занятий, социальное происхождение, место прописки, наличие родственников за границей, выезды (вылеты) Яги к ним на шабаш, наличие транспортных средств и права на их вождение (ни одной аварии за века!) и т. д. Известно, когда она меняла фамилию… Это значит, что вот-вот! мы сможем поднять стопку брусничного морса (любимый яговый напиток) за тысячелетний юбилей ее имя наречения.

Автор: Бабай Йог.