В гости к спартанцам. Часть первая.
Именно так, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное воображаемое виртуальное путешествие, в гости к храбрым и жестоким спартанцам, в Спарту, ту самую легендарную древнегреческую страну-полис, которая долгое время держала в страхе чуть ли не всю Грецию и успешно соперничала за политическое лидерство среди греческих городов-полисов даже с самыми Афинами. Наверное, только ленивый не слышал о мужественном подвиге 300 спартанских пограничников, которые однажды не пропустили через свою горную заставу в Фермопилах многотысячную толпу персидских «руссо-туристо». (А где ваши таможенные декларации господа персы, га?). О да, каких-то 300 спартанцев во главе с отважным царем Леонидом несколько дней успешно держали оборону и сдерживали многотысячное персидское войско царя Дария, который только спал и думал, как бы это поработить Грецию. Но поскольку спартанцы удачно засели в узком горном ущелье, персам никак не удавалось использовать свое численное превосходство. Ну об этом подвиге уже много было воспето, в том числе и Голливудом (хотя может со временем ему будет посвящена отдельная статья на этом сайте) а мы пока вновь включим машину времени и полетим вперед (т.е. назад) – в древнюю Спарту!
Итак, мы с вами на юге полуострова Пелепонес, на дворе 483 год, но еще до н. е. лето и довольно жарко, гуляем по небольшому спартанском городку, хотя особо интересного в нем ничего нет, кругом одинаковые одноэтажные дома, словно казармы. О да, если присмотреться, то фактически весь спартанский город (да и вообще вся Спарта) представляет собой одну большую солдатскую казарму.
На улицах города тихо и практически нет людей, только где-не-где маршируют строем в полном военном облачении бравые спартанские юноши. Бедолаги, наверное, им жарко так маршировать на солнце, но ничего не поделаешь, они, видать, уже давно привыкли к тяготам военной жизни, которая у спартанцев не прекращалось даже в мирные времена. Как скажет через много веков русский генерал Суворов: «Тяжело в учении, легко в бою». Да, кому-кому, а спартанцам точно было легко в бою, все они были первоклассными профессиональными воинами, и ничего не знали и не умели, только мечом / копьем махать, но уже если махали, то махали! (Персы знают). Вообще любая работа (конечно, кроме воинского дела) среди мужчин спартанцев считалась позорной. Для этого у них были рабы-илоты, которые делали за них всю «грязную» работу.
Руины спартанского города.
Как-то на одном сайте (не скажу каком) наткнулся на статью о спартанцах, в которой им пелись всевозможные хвалебные оды, и высказывалось огромное восхищение их мужеством, отвагой и волей к победе. Какое невежество! Какой ужас! С таким же успехом можно восхищаться Адольфом Гитлером (кстати, в свое время он кое-что заимствовал у спартанцев). Я наоборот не собираюсь их идеализировать (и вообще нельзя никого идеализировать, тем более спартанцев) и расскажу о спартанцев, таких, какими они были в действительности, без тех всех розовых очков и голливудских соплей. Да, они были отважными, храбрыми, но и не менее жестокими и кровожадными, выбрасывали из скалы слабых детей, могли ради забавы убивать своих рабов-илотов. Да, однажды 300 спартанцев героически сложили свои жизни за Грецию, об этом сняли фильм (и не один), который посеял у современных обывателей образ спартанцев, как храбрых и отважных воинов. А вот мало кто знает, что уже несколькими десятилетиями позже спартанцы позорно предали Грецию, став союзниками тех же персов, выступив вместе с ними в Пелепонеской войне против Афин.
Но вернемся к нашему путешествию тропами спартанского царства, которое уже в древние времена было окутано ореолом мифов и легенд. Для их современников из других греческих городов спартанцы выдавались каким-то непонятным чудаками, людьми с другой планеты. О грозной Спарте знали во всех уголках древней Греции, но мало кто из греков мог похвастаться тем, что лично побывал в Спарте и знает обычаи этой страны. Дело в том, что спартанское общество было чрезвычайно замкнуто и закрыто, спартанские правители – эфоры, не позволяли иностранцам посещать свои земли, а собственным гражданам – покидать Спарту. Своего рода настоящий железный занавес, так знакомый недавним жителям совка. А любые новости из Спарты в те времена были весьма редки, и остальным грекам оставалось только догадываться, чем же они там занимаются.
Свое общество же спартанцы с гордостью называли «общиной равных». И как ни странно, но это правда, они были равны и жили своего рода в коммунизме (чур меня), среди спартанцев не было ни бедных, ни богатых, и даже спартанским царям-эфорам приписывалось никак не выделяться среди других спартанцев, спартанские цари жили в таких же домах, носили такую же одежду, ели такую же пищу, как и остальные рядовые спартанцы.
Но как же появилась эта «община равных», кто был ее идеологом и основателем, на много веков опередив Ленина с Марксом и Энгельсом вместе с их химерными социалистическими идеями. Поздние античные греческие историки приписывают эту роль мифическому спартанскому правителю и законодателю Ликургу.
Это будто бы он, хотя неизвестно был ли Ликург конкретной исторической фигурой, некоторые историки считают, что он придуманный образ и никакого Ликурга в действительности то и не было. Но все же как ни крути, но кто-то, чья-то буйная голова должна была придумать все эти более чем строгие законы, по которым жило спартанское общество на протяжении нескольких веков. Да, именно Ликург (вот бы было здорово взять у него интервью) считается основателем Спарты и автором ее законов, которые и превратили Спарту на интересный исторический феномен, на единственное в своем роде закрытое государство воинов со строгой субординацией, и тотальным контролем всей личной жизни ее жителей.
Продолжение следует.