История еврейского народа. Авраам.

Авраам

Раши – один из самых знаменитых и почитаемых еврейских комментаторов Библии, задает себе вопрос, почему она начинается не с заповедей, то есть не с наиболее существенного для человеческой жизни, а с сотворения мира? Ведь не для того же в самом деле, чтоб удовлетворить праздное любопытство. Раши отвечает на свой вопрос так: «Всевышний поведал Своему народу историю сотворения мира для того, чтобы евреи знали, как отвечать, если народы мира будут оспаривать право народа Израиля на его страну, говоря, мол вы захватили, присвоили себе чужую страну. Евреи им ответят: «Вся земля принадлежит Всевышнему, Он ее сотворил и отдал тем, кому пожелал. А затем он отнял ее у них, и – по желанию Своему – отдал нам.»

Раши жил в 11-12 веках в северной Франции. Евреи к этому времени были уже давно изгнаны из Эрец Исраэль – страны Израиля – и рассеяны по всему миру, у них не было ни государства, ни армии, они были зависимы от других народов, в среде которых жили, и никаких решительных шансов вернуться обратно у них не было. Во всяком случае христиане, и мусульмане в этом были убежденны, и современники Раши, и их потомки жившие много веков спустя.

Возвращение произошло лишь в 20-м веке, причем противники евреев обвиняли их, почти дословно цитируя Раши (разумеется не догадываясь об этом): «Вы захватчики, присвоившие себе чужую страну».

Раши в своих размышлениях свел воедино Всевышнего, еврейский народ и страну Израиля. Это вовсе не было каким то богословским открытием. На протяжении тысячелетий эта мысль была для евреев основой понимания мира. Просто они серьезно относились к тому, что написано в их священных книгах.

Действительно, а с чего начинается еврейский сюжет в Библии? Всевышний обращается к Аврааму и требует от него, чтобы тот, оставив страну, где жил, шел в неведомую, которой только предстояло стать Страной Израиля. Согласие Авраама, собственно, и делает его первым евреем. Авраам в новом (еврейском) качестве начинает новую жизнь, полную риска и опасностей. Всевышний вступает с ним в особые отношения – отношения избранности – и обещает ему, а через него и всему народу, родоначальником которого он должен стать, Страну Израиля, – повествует Библия.

Историки датируют жизнь Авраама примерно XIX в. до н. э. Обещания, данные Всевышним Аврааму, стали для него огромным испытанием. На земле, которую у него были полные основания рассматривать как дар Всевышнего, жили другие, зачастую враждебные народы, да и детей у Авраама не было. Между тем его жена вошла уже в критический для деторождения возраст. Не только ничто не предвещало исполнения пророчества, но оно выглядело ироничным.

В Библии приводится драматический рассказ о рождении сына Авраама Исаака, о требовании Всевышнего принести его в жертву, о согласии Авраама и об отмене Всевышним в самый последний момент жестокого испытания. Этот сюжет вдохновил многих художников и философов. О важности его для еврейского сознания говорит тот факт, что история жертвоприношения Исаака читается каждый день в синагогах на утренней молитве.

жертвоприношение Исаака

По преданию, жертвоприношение Исаака должно было состояться, но не состоялось на горе, где впоследствии был построен Храм.

Библия рассказывает, что Авраам и его потомки со своими стадами кочевали по Стране Израиля и рыли колодцы, приносившие жизнь в пустыню. Между тем соседи, старавшиеся вытеснить пришельцев, засыпали эти колодцы. Однако те упрямо отрывали их вновь. Этот конфликт в разных формах постоянно воспроизводился в истории. Евреи приносят в Страну Израиля жизнь («роют колодцы»). Когда евреи уходят, жизнь угасает: Страна Израиля не может жить без народа Израиля. Метафора «засохнуть от тоски» приобретает здесь прямой и даже натуралистический смысл.

В конце XIX века после многих столетий разлуки земли и народа, эта страна приходит в полный упадок и запустение которые кажутся уже необратимым» Все это весьма красочно описано многими путешественниками — стоит полистать хотя бы Ивана Бунина. Ныне, когда еврейский народ вернулся (и колодцы в который раз отрыты), Страна Израиля вновь расцвела.

…Когда жена Авраама умерла, он чтобы похоронить ее, купил землю у одного хетта. О чем думал Авраам, совершая необходимую для погребения сделку? Всевышний обещал ему всю эту землю – теперь ему пришлось платить за клочок для могилы жены. Впоследствии здесь был похоронен и сам Авраам. Вокруг этой могилы вырос город Хеврон. Он входит в состав нынешней Палестинской автономии. В начале XX века здесь была еврейская община, полностью уничтоженная арабами во время погрома в 1929 году. В 70-е годы в Хевроне опять возник еврейский квартал. Здесь селились религиозные евреи, которые хотели жить рядом с могилой Авраама и его жены.

Арабы так же, как и евреи, считай себя потомками Авраама. Однако общность почитания его могилы стала источником не взаимопонимания, а острой напряженности. Еврейский квартал в Хевроне превратился сейчас в одну из трудноразрешимых политических проблем. Вот что значит спор за правильное предоставление юридического адреса (как тут), пускай хоть и для могилы давно умершего великого человека, каким без всякого сомнение был Авраам.

Продолжение следует.

Автор: Михаил Горелик.