Империя инков, путешествие в пространстве и времени. Часть вторая.
…Гуаман продолжает свой путь. У озера живут странные люди – урусы, говорящие на никому не понятном языке. Они считают себя истинными сыновьями Солнца и самым древним народом на земле. Кичливые инки смеются над ними в Куско: «Они так бедны и грязны, что годовой налог с них — это чашка зерна». Урусы когда-то населяли лагуны озер Поопо и Кайпаса, но понемногу были вытеснены к берегам Титикаки. Здесь они перебиваются рыболовством и добычей яиц водоплавающих птиц. Единственное их достояние — пироги и хижины. Нет, они тоже не могут доставить неприятностей империи инков.
В нескольких часах пути от урусов Гуаман издалека замечает огромную каменную статую, лежащую в траве. Что это? Маленький пастух отвечает: «Бог народа Тиауанако». А вот возвышаются еще какие-то монолиты. За ними, чуть дальше, — каменные ступени, ведущие к широкой террасе с каменной дверью. «Это дверь Солнца», – говорит мальчик. Гуаман подобное видит впервые. Кто эти божества с телами людей и головами хищников? А что представляет из себя центральная фигура со скипетрами в обеих руках? Гуаман не знал, что в Тиауанако ранее почитался великий «творец мира», создатель Виракоча. Но это было давно, а сейчас, во время правления Инки Уайны Канака, самая блестящая культура тысячелетней давности была уже забыта.
Что ж, опять в дорогу, время не терпит. Впереди – южные границы владений инков. Юг империи когда-то был присоединен не оружием, а дипломатической хитростью, махинациями с местными налогами. Город Потоси, центр провинции, похож на людской муравейник. Семьи и целые племена были депортированы сюда для работы на шахтах по добыче серебра.
За Потоси на многие километры тянется почти необитаемая пустыня, этажами спускающаяся к океану. В середине пустыни возвышаются вулканы с заснеженными вершинами. Дорога, пересекающая пустыню, – предшественница панамериканского автобана – выложена из камня.
Пройдя немалый путь и выйдя к морю, Гуаман был разочарован. И это те самые прибрежные провинции, от которых зависит благосостояние всей империи инков? Куда ни кинь взгляд – ни дерева, ни ветерка. По всему побережью рыбаки тянут сети и забрасывают в воду специальные корзины для ловли рыбы. В одном из гротов Гуаман случайно замечает странные мешки из ярких тканей. Один из них надорван, лоскут мешковины приоткрыл голову покойника. «Это наши предки», — говорят рыбаки. Кстати, в наше время, во времена отлива особенно, море нередко обнажает подобные могильники. Белые кости и черепа отчетливо видны на песке и высвечиваются в полумраке гротов. Здесь же находят горшки, вазы, подносы, обрывки ткани, сохранившей свой первоначальный цвет. Захоронения эти, может, даже древнее, чем захоронения инков. Прибрежная пустыня на юге Перу – самое сухое место на планете и идеально подходит для длительного хранения каких-либо веществ.
Однако на протяжении веков эти открытия не интересовали ни испанских завоевателей, ни молодую республику Перу. Только в 1901 году раскопки Макса Уле подарили миру свидетельства удивительной культуры долин Писко, Ико, Рио-Гранде-Наска. Обнаружены остатки городов, крепостей, ирригационных систем. Образцы качественных тканей и керамики поражают великолепием абстрактных рисунков самой разнообразной цветовой гаммы. Бытовые сцены на рисунках встречаются редко, зато много изображений фантастических животных (полулюдей, полуживотных).
В 1925 году знаменитый исследователь доколумбовой культуры Дж. Телло на полуострове Паракас, севере земли Паска, нашел несколько усыпальниц. Хорошо сохранилось все: и погребальные полотнища, и в позе человеческого зародыша. Сохранились даже волосы и кожа погребенных. Люди древнего народа были белокожими, с русыми и рыжими волосами. Если, конечно, не допустить, что это результат миграции белой расы. Рядом с мумиями находилось оружие и предметы повседневного обихода, покрытые тончайшими геометрическими рисунками. Даже звери на этих рисунках изображены стилизованно. Подобный стиль впоследствии назовут «паракас кавернас».
Чуть позже тот же Телло открыл еще один некрополь у подножья Сьерра-Колорадо. Под несколькими метрами песка находилась погребальная комната с 429 мумиями. Церемониальные предметы были беднее, нежели на Паракасе, но материя, в которую завернуты мумии, несомненно, — вершина текстильного искусства индейской культуры. Знаменитые мантос — гордость национального музея Лимы — сочетают в себе вышивку и ковровое плетение и выдержаны в традиционных желтых, зеленых, голубых и красных тонах.
Но чтобы понять еще одну сторону жизни народа наска, необходимо было подняться на самолете в воздух. Профессор Козок, совершая полет над Андами, обнаружил в пустыне возле древнего города Наска целую сеть гигантских рисунков. Они занимают площадь в десятки километров. Изображения удивительно точны и сделаны с учетом рельефа местности. С земли они выглядят всего лишь светлыми полосами, образующими треугольники и квадраты. И только поднявшись высоко над землей, можно было проследить взаимосвязь между линиями.
Ныне профессор Козок утверждает, что выявил некие закономерности и может заявить об открытии величайшего астрономического атласа мира. Присоединение к огромной империи инков не помешало культурно-экономическому развитию народов наска. Более того, происходило то, что называется взаимным проникновением эстетических канонов нескольких культур. В том числе и самых крупных: наска, тиауанако, рекуай, мочико и т. д. На протяжении тысячелетий они то объединялись в одно государство, то разделялись на несколько теократических государств. Но эти изменения не мешали строительству городов, развитию искусства, науки и техники. Этим народам были известны астрономия, гидравлика, геометрия, они владели искусством уникальной обработки бронзы.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.