Гибель крепости Тейшебаини. Часть вторая.

крепость Тейшебаини

Увлекательна и трудна работа археологов. Здесь нужна большая настойчивость, много знаний, богатое воображение и острый глаз. Самая незначительная на первый взгляд пустяковая находка иногда рассказывает опытному археологу много интересного. Однажды, спустя несколько лет после начала раскопок на Кармир-блуре, в дверях одной из кладовых была обнаружена часть бронзового запора — накидная петля. Покрытая толстым зеленым слоем коррозии, сломанная пополам вся в земле и глине, она не привлекла в первый момент внимания археологов. Кроме нее, было много других, куда более, казалось бы, интересных находок. Что важного могла она сообщить ученым, кроме, разве, способа закрывания дверей? И, однако, именно эта петля ответила на два важных вопроса, над которыми бились археологи с самого начала раскопок на Кармир-блуре: когда была построена крепость и как она называлась.

Дело в том, что после тщательной очистки от коррозии на петле неожиданно выступила надпись: «Русы, сына Аргишти, крепость города Тейшебаини». Следовательно, раскапываемая часть дворца относилась ко времени царствования Русы, то есть к середине VII в. до н. э., и называлась она именем бога Тейшебы. Порой случается, что событие, казалось бы, не имеющее никакого отношения к работе археолога, оказывавшего ему неоценимую помощь.

Вот, например, гроза… Да, обыкновенная гроза пронеслась над Кармир-блуром, когда там только начала работу археологическая партия. И что же? Вдруг, совсем неожиданно, внимательный глаз ученого обратил внимание на одно странное обстоятельство: поверхность холма высыхала неравномерно. Через некоторое время темные влажные полосы исчертили один из его склонов. Их немедленно нанесли на бумагу. Что же оказалось? Развалины стен задерживали влагу дольше, чем грунт, заполнявший помещения. Так проступила на мгновение планировка скрытой под землей древней крепости. Работа ученых была значительно облегчена. Бригады рабочих во главе с научными сотрудниками уверенно приступили к раскопкам…

крепость Тейшебаини

Но прежде чем, попасть на Кармир-блур, руководитель экспедиции, Борис Борисович Пиотровский и его сотрудники проделали большую многолетнюю работу по изучению древних поселений Закавказья в поисках самого выгодного объекта для раскопок. Месяцами бродили в горах ученые, внимательно осматривали многочисленные руины, собирали вокруг осколки древней глиняной утвари, снимали планы, расспрашивали местных жителей. Так был обследован обширный район предгорья, берега озера Севан и течение Занги. В 1934 г. начали, было, раскопки крепости около селения Цовинар на берегу Севана, но их пришлось прекратить: объект оказался неудачным. Поиски возобновились. Наконец, терпение и настойчивость ученых были вознаграждены: они попали на Кармир-блур, где их ждали огромной важности открытия.

НАХОДКИ ДОКАЗЫВАЮТ

После нескольких лет упорного труда (раскопки велись в летние месяцы) в результате многочисленных находок перед археологами открылась подробная картина жизни и трагической гибели города и крепости Тейшебаини.

Первые же разведывательные работы установили, что крепость занимала огромную площадь в 16 000 кв. метров и имела около 120 помещений. Находки свидетельствовали об обширных торговых связях ее жителей со скифскими племенами на севере, а также с Ираном, Северозападной Индией, Малой Азией, Египтом, Кипром и Южной Грецией. Тейшебаини лежал на оживленных торговых путях и в период расцвета Урартского царства играл важную роль. Это был крупный административный центр, где жил наместник урартского царя, управлявший Закавказьем, куда стекалась огромная дань от окрестных племен. Но вот в начале VI в. до н. э. под ударами многочисленных войск мидийцев, обитавших к юго-востоку от Урарту, на юге современного Ирана, пала столица Урарту, город Тушна, и центральная часть государства вошла в состав нового, Мидийского царства. Вскоре после этого скифы напали на Тейшебаини и уничтожили крепость.

крепость Тейшебаини

Как же установили археологи подробности этой страшной битвы? Сейчас мы проследим шаг за шагом все их доказательства. Скифы напали на крепость в первых числах августа. Откуда это известно? Оказывается, к моменту их нападения жители крепости только что собрали хлеб. Жилища во дворе крепости уже имели запасы свежего зерна. В глиняных сосудах и в ямах, вырытых в полу хижин, сохранилось много пшеницы, ячменя, проса. Но дворцовые кладовые еще пустовали; в некоторых из них были обнаружены остатки лежалых, прошлогодних зерен пшеницы и в них вредители-долгоносики. Кроме того, удалось установить, что виноград к тому времени еще не созрел. Несмотря на огромное количество остатков виноградных кустов, удалось обнаружить лишь одну горсть виноградных косточек от неспелой грозди, лежавшей в глиняной чаше. Мало того, археологи отыскали в одном из жилищ, рядом с очагом, под плотным слоем углей от сгоревших и обвалившихся стен и кровли, пучок чудом сохранившейся травы и цветов. Ботаники подтвердили, что время их цветения — начало августа. Так была установлена дата нападения скифов на крепость Тейшебаини.

крепость Тейшебаини

Ну, а почему археологи решили, что нападение было совершено ночью, внезапно? И на это, оказывается, есть свои точные и неопровержимые доказательства. Жители крепости в такой панике выскочили из объятых пламенем жилищ, что воины оставили там даже свое оружие, женщины — дорогие их сердцу украшения: кучки бус, раковины каури, пластинчатые пояса и т. п. Исключительно благоприятные для археологов условия — плотный, слой угля и обвалившихся сырцовых стен — сохранили в жилищах даже деревянные изделия (ложки, совки, корзины) и обрывки тканей. Кроме того, в сторожке привратника, около лежанки, были найдены изделия из лозы, заготовки из оленьих рогов и образец — затертая от долгого пользования головка какого-то животного с бараньими рогами, подобная тем, которые часто находят в скифских курганах на Кубани и Украине.

Следы страшного пожарища — расплавленные сырцовые кирпичи и керамические изделия — свидетельствуют о море огня, бушевавшем в крепости. Среди остатков рухнувших потолочных перекрытий археологи обнаружили костяки лошадей, коров и ослов. Судя по положению костей, животные упали с большой высоты, в то время как стойла их, естественно, помещались внизу. Следовательно, ясно, что животные в испуге метались по крепости.

Не менее точно установили археологи и место, откуда скифы штурмом проникли в крепость. Это были боковые ворота в крепостной стене. Именно здесь было найдено множество бронзовых наконечников от скифских стрел (в отличие от железных урартских), согнутых и обломанных, застрявших в сырцовой кладке стен. Кроме того, около боковых ворот оказались сожженными легкие постройки во дворе крепости. Совершенно ясно, что именно здесь скифы нанесли главный удар и пошли на приступ.

Наконец, скелеты убитых защитников крепости, разбитые жертвенники и глиняные статуи богов, а также почти полное отсутствие предметов роскоши, оружия и богатой утвари в тех помещениях, которые уже успели отрыть, говорят о том, что победители жестоко расправились со своими врагами, разрушили и ограбили крепость.

Так археологам удалось воссоздать во всех подробностях одно из самых драматичных событий в бурной истории древнего государства Урарту. Упорный и напряженный труд увенчался успехом.

Автор: Аркадий Адамов.