Великие плавания Чжен Хе. Часть вторая.

Чжен Хе

Посмотрим теперь, при каких обстоятельствах были снаряжены великие китайские экспедиции XV века, кто ими руководил, как и для какой цели они были организованы и какие страны они посещали. Все семь экспедиций, как уже отмечалось в прошлой статье, возглавлял выдающийся китайский флотоводец Чжэн Хэ. Чжэн Хэ родился на крайнем юге Китая, в провинции Юньнань, в небогатой и неродовитой семье.

В то время страной правил император Хун-у (1368— 1399), основатель минской династии — один из вождей освободительной народной войны с монгольскими захватчиками. За полтора столетия до начала царствования Хун-у, в 1211 году, в Северный Китай вторглись монголы под предводительством Чингис-Хана. Только к 1280 году уже его потомкам удалось подчинить себе всю территорию Китая. И с тех пор до 1368 года в Китае правила монгольская династия Юаней, свергнутая в результате победоносного народного восстания.

Долгое царствование Хун-у было эпохой, когда страна переживала кратковременный, но бурный подьем. На время ослабли позиции крупных феодалов, усилилось купечество в городах, особенно приморских, освобождение страны дало толчок к развитию ремесла, торговли, мореплаванья. Сам Хун-у, человек решительный и энергичный, преодолевая бешеное сопротивление феодалов, привлекал к участию в управлении страной выходцев из средних сословий и оказывал покровительство богатому и влиятельному купечеству, заинтересованному в быстром росте внешней торговли, в дальнейшем развитии широких и разветвленных международных связей.

Китай стал могучей морской державой. В 1374 году под островом Люцю (Рюкю) был разгромлен японский флот, и Китай был избавлен от угрозы японского вторжения. Десятки посольств были отправлены в страны южных морей, китайские купцы обосновались на Яве и на Суматре. Созданы были навигационные школы, из которых вышли опытные кормчие, блестящие знатоки искусства кораблевождения. К числу их принадлежал Чжэн Хэ, в молодости участвовавший в дальних плаваниях к островам Малайского архипелага.

Вероятно, именно Чжэн Хэ принадлежал проект снаряжения огромной экспедиции в западные и южные моря, экспедиции, которая должна была установить тесные и постоянные торговые сношения с богатыми странами Южной Азии. Мы не знаем, когда именно был разработан этот проект. Известно только, что уже после смерти Хун-у, при третьем императоре минской династии Юн-лэ, началось осуществление смелых планов дальних заморских походов.

Цель этих походов разъясняется в истории минской династии, записках участников плаваний Чжэн Хэ — переводчика Ма Хуаня и флотского офицера Фей Синя, и в надписях, выгравированных по распоряжению самого Чжэн Хэ в 1431 году в храмах богини-покровительницы мореплавания. (Интересно отметить, что впоследствии эти надписи были забыты и впервые опубликованы лишь в 30-х годах XX века.) Необходимо было окончательно освоить великий торговый путь в южных морях и при этом освоить таким образом, чтобы китайские купцы могли беспрепятственно торговать со странами Среднего и Ближнего Востока.

Дело в том, что на пути из Китая в эти страны существовало в ту пору великое множество различный государств, властители которых, хотя и были заинтересованы в торговле с Китаем и в транзите китайских товаров, менее же всего желали поступаться огромными выгодами от этой торговли. Они взимали с китайских купцов колоссальные пошлины; от их произвола зависела судьба китайских факторий и складов.

Поддерживать престиж Китайской державы в этих отдаленных странах было чрезвычайно трудно. Даже грозный император Хун-у вынужден был ограничиться бессильными угрозами, когда на восточной Суматре беглый китайский каторжник захватил власть в одном мелком княжестве и до нитки ограбил всех чужеземных купцов.

Совершенно невозможно было бороться с пиратами в Яванском и Андаманском морях. Целые флотилии малайских пиратов подстерегали китайские корабли, дерзко нападали на довольно значительные караваны и наносили огромный ущерб китайской торговле. Вдобавок далеко не безопасно было совершать продолжительные торговые рейсы еще и потому, что буквально по пальцам можно было пересчитать удобные, хорошо оборудованные якорные стоянки, где мореплаватели могли бы пополнить запасы продовольствия, топлива и пресной воды.

Все эти беды устранялись планом, который мы не без основания приписываем Чжэн Хэ.

СНАРЯЖЕНИЕ НЕБЫВАЛОЙ ФЛОТИЛИИ

План этот был весьма прост — следовало отправить в южные моря большую прекрасно вооруженную флотилию. Но не одни только моряки и солдаты должны были находиться на кораблях заморской эскадры. На юг и на запад надо было переправить целую армию торговых людей, ремесленников, земледельцев. Тогда можно было бы основать большие фактории и базы на всем протяжении южно-азиатского пути. Тогда не мечтой, а явью стали бы безопасные гавани и якорные стоянки, где мореходы могли бы найти запасы риса, воды, корабельного леса.

Но посылать одну экспедицию, хотя бы и отлично вооруженную, было столь же бесполезно, как резать ножом кисель. Корабли уйдут восвояси, и снова местные князьки и охочие до легкой наживы пираты наложат лапу на богатые фактории Китая. Нужна была не одна, а несколько экспедиций. И не только для того, чтобы внушить уважение яванским, суматранским и цейлонским правителям. Ведь опираясь на южно-азиатские торговые базы, можно было пройти дальше на запад, куда еще не заплывали китайские корабли, и завязать торговые сношения со странами, с которыми Китай либо вообще еще не был связан, либо сносился через всевозможных посредников, кстати сказать, далеко не бескорыстных.

Чжен Хе

И в июле 1405 года Юн-лэ отдал Чжэн Хэ приказ о выходе блестяще снаряженной флотилии в море. В поход отправилось 27 800 человек. Цифра эта — более чем внушительная. Ведь в то время вряд ли намного больше было население таких городов; как Париж, Вена и Рим. А спустя 88 лет, когда Колумб снарядил вторую свою экспедицию в новооткрытые земли Нового Света, в этом беспримерном по европейским масштабам походе приняло участие всего лишь 1500 человек на 17 кораблях. У Магеллана, когда он отправлялся в свое великое плаванье, было 5 кораблей и 365 спутников.

Отметим теперь, что первая экспедиция Чжэн Хэ была в пути два года и четыре месяца, и что, помимо продовольствия для экипажей, боеприпасов и грузов, необходимых самой флотилии, Чжэн Хэ вез огромное количество товаров и имущество для вновь учреждаемых факторий и баз. Обеспечить все потребности такой экспедиции было делом чрезвычайно трудным. И с этой задачей Чжэн Хэ справился отлично. На долю его спутников не выпали те неимоверные лишения, которые пришлось, по вине севильских служб, ведавших снаряжением заморских экспедиций, испытать экипажам Колумба и Магеллана.

Из кого же состояла эта почти тридцатитысячная армия, отправленная в страны южных морей? С Чжэн Хэ шли на юг моряки и солдаты, огородники и звездочёты, садовники и кузнецы, плотники и лекари, конопатчики и писцы, толмачи, знающие все языки Южной Азии, и оружейники, пекари и брадобреи, бондари и шорники, механики и монахи. И уж, разумеется, направлялись в дальние южные земли целые легионы купцов и агентов богатых торговых домов приморских городов Китая.

Масса пассажиров эскадры была подобрана так, чтобы обеспечить интересы новых торговых колоний и удовлетворить требования ответственного и долгого плаванья. Корабли флотилии были хорошо приспособлены для такого плаванья. Они несли на борту по 400—500 человек (для сравнения укажем, что на всех трех кораблях первой экспедиции Колумба насчитывалось только 90 человек). Это были двух и трехмачтовые корабли — джонки, приземистые, крепкие и вместительные. Паруса из тростникового плетенья, необыкновенно прочные и легкие, растягивались на реях, и перемена их положения легко достигалась брасопкой — поворотом рей в нужном направлении. При штиле корабли передвигались на веслах, как европейские галеры. Мореходные качества джонок были весьма высоки. Они могли следовать круто к ветру и отлично лавировать, им не страшны были ни открытые водные пространства, ни узкие проходы с коварными рифами и мелями.

Любопытно, что кормчие этих кораблей, пользуясь компасом, уже учитывали магнитное склонение и точно наносили на карту курс судна и различные пункты на берегах.

Автор: Я. Свет.