Удивительные майя

майя

Завоеватели-испанцы застали в Америке и другую империю — майя. Ее народ постоянно пребывал в страхе ожидания какой-то катастрофы. Через определенные промежутки времени майя воздвигали каменные стеллы в ознаменование того, что эти годы прошли благополучно. Каждые четыре года они устраивали праздник и благодарили богов за то, что те не разрушили Землю. (Ох уж эти майя, вспоминаем прошлый 2012 год, когда мы тоже дружно ждали вселенскую катастрофу, а кто-то даже построил бункера)

Может, именно потому, что целый народ многие поколения жил в постоянном ожидании гибели и полного уничтожения, у майя появилось своеобразное отношение к смерти. Путешественники, побывавшие в стране вскоре после ее завоевания, рассказывали, что майя совершенно равнодушны к смерти. Старики или больные, заранее предчувствуя свой конец, предупреждали об этом родных, принимавших эту новость довольно спокойно, ложились в гамак и умирали.

Пожалуй, майя — единственный народ, у которого самоубийство считалось заслугой. Причем самоубийство не в силу каких-нибудь чрезвычайных обстоятельств, а просто так, чтобы порадовать богов. Особенно похвальным считалось покончить с собой, повесившись. Не случайно у майя была даже богиня самоубийства, ее изображали не иначе, как висящей в петле.

богиня Иштаб

Среди преступлений, каравшихся смертной казнью, было одно, о котором стоит сказать особо. Этому наказанию подвергался историк, который отступал от фактов. До такой степени этот народ хотел сохранить память о своем далеком прошлом! Но, как и инкам, ему это сделать не удалось.

В 1549 году сюда, уже в покоренную страну, прибыл испанский епископ — молодой францисканский монах Диего де Ланда. Исполненный рвения, молодой епископ хотел искоренить сам дух языческой веры. Скоро этому представился случай. Верхом на коне, этом страшном животном, которое внушало ужас туземцам, с крестом в руке Диего де Ланда въехал в город Мани. Когда-то здесь была столица одной из династий, правившей страной. В городском храме хранилась огромная библиотека древних рукописей. Епископа, как это и полагается в завоеванной стране, сопровождал вооруженный отряд. Целый день солдаты по приказу епископа носили книги и свитки с непонятными рисунками и значками на площадь перед храмом. Когда работа была закончена, Диего де Ланда поднес к рукописям горящий факел. «Книги эти не содержали ничего, кроме суеверий и вымыслов дьявола,— писал он потом,— мы сожгли их все».

Диего де Ланда

Спустя восемнадцать лет де Ланда понял, какое преступление совершил он, перечеркнув прошлое целого народа. И вот, движимый запоздалым раскаянием, епископ садится за обширный труд. Он хочет написать историю народа майя. Забыв о своей былой нетерпимости, он беседует с жрецами, встречается со знатными людьми, пытается разыскать уцелевшие рукописи, но тщетно: рукописи исчезли. Жрецы тщательно прятали от завоевателей памятники своей древности. Есть сведения, что до прихода испанцев в одном из храмов хранилась полная история майя, выгравированная на пятидесяти двух золотых досках. Когда пришли испанцы, жрецам удалось спрятать это сокровище. Те, кто знал, где тайник, погибли под пытками, но не открыли тайны. До нас дошли только три рукописи.

В истории народа майя много непрочитанных страниц. Такова, например, тайна покинутых городов. Вдруг, как нам кажется, неожиданно, без причины, население покидало город, огромный каменный город с храмами и пирамидами, с домами и посевами и устремлялось в другое место. И вот в 200—300 километрах от покинутого города они начинали строить новый. В начале IX века нашей эры большинство древних и вполне пригодных для жизни городов было покинуто. Какая сила, какой страх выгоняли сотни тысяч людей из обжитых домов и заставляли их где-то далеко, на пустом, выжженном солнцем плато строить новый город? Есть различные предположения: истощение почвы, эпидемии. Но это только предположения, и они не раскрывают загадку.

Автор: А. Горбовский.