Солнцепоклонники Тауантинсуйю

Инки

Было уже за полдень, когда, преодолев очередной горной перевал, полторы сотни испанских конкистадоров спустились в долину и вошли в город Кахамарку. Озираясь, шагали они по улицам, и площадям вдоль бесконечных рядов сложенных из камня домов среди которых легко угадывались храмы и дворцы. Но не великолепие построек Кахамарки больше всего поразило испанцев: город был пуст. Это было 15 ноября 1531 года. Позади остались долгие годы тяжелых, полных лишений поисков индейского царства, о котором конкистадоры ничего толком не знали, даже когда вошли в обезлюдевшую Кахамарку. Впереди их ждала полная неизвестность. Была правда надежда на встречу со всемогущим правителем этой огромной страны, не имеющей даже обычного названия: Тауантинсуйю, то есть Четыре стороны света, — так называли индейцы бескрайние владения своего господина и повелителя Инки Атауальпы.

Это по его приказу все до одного жители Камарки покинули родной город. И это его лагерь белел множеством походных палаток в нескольких километрах от центральной площади Кахамарки, каменные дворцы которой испанцы уже к ночи превратили в укрепленную крепость.

Озабоченный вторжением бородатых чужеземцев, о которых ему рассказывали всевозможные чудеса, Инка Атауальпа все же решился посетить их лагерь в Кахамарке. Возможно он хотел лично убедится, являются ли пришельцы богами – виракочами или они такие же смертные как и подданные его царства. Если пришельцы обыкновенные люди, то имея с собой 50 тысяч отборных воинов, их нечего опасаться, если же они боги…

Кахамарская трагедия была разыграна на следующий же день по испанскому сценарию: менее чем за два часа конкистадоры вырезали несколько тысяч индейцев, сопровождающих пришедшего к ним «в гости» Инку Атауальпу, а самого правителя взяли в плен. Царство сынов Солнца оказалось в руках новых господ и хозяев.

Инки

Как могло случиться такое! Как государство с населением более 10 миллионов человек, протянувшееся вдоль западного побережья Южной Америки на 5 тысяч километров, государство, главной целью которого была военная экспансия, оказалось разрушено одним ударом, нанесенным горсткой авантюристов, пришедших в Новый Свет в поисках золота!

ДЕТИ СОЛНЦА СПУСКАЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ

К моменту прихода испанцев никто в Тауантинсуйю не сомневался, что инки-правители — прямые потомки Солнца. Появление на земле первого инки Манко Капака и его сестры и супруги Мама Окльо — именно их родителями и были Солнце — Инти и Луна — Килья — легенды связывали с одним географическим районом — с перуано-боливийским высокогорьем. И если «официальная версия» о происхождении Манко Капака и Мамы Окльо все же может вызвать у нас, жителей XXI века, некоторое сомнение, то к факту совпадения места легендарного «исхода» инков историческая наука относится серьезно.

Согласно первой из двух главных легенд, производящей впечатление более древнего источника, Манко Капак вместе со своими тремя или двумя братьями и их женами вышел из одного из трех окон-пещер в местечке Паукартампу, расположенном высоко в горах на юго-востоке от города Куско. Что побудило этих братьев («братья» из легенд обычно символизируют родственные племена) выбраться из своей божественной обители, не совсем ясно, ибо, покинув ее, они сразу же оказались в гуще земных проблем, из которых не последней была проблема выживания в новой для них обстановке. Братья то помогают друг другу, то вступают в конфликты между собой. В результате братья погибают и в живых остается только Манко Капак. Вместе с их вдовами (они все становятся женами Манко Капака) он добирается до долины Куско, где и основывает столицу своей будущей империи.

Вторая из главных легенд отличается отсутствием недомолвок и сомнительных намеков. Излишняя ясность легенды внушает историкам известное недоверие, но ее ненадежность окупается интересными деталями и подробностями, за которыми видны важные сдвиги в развитии общества инков и всех индейцев кечуа, к которым инки принадлежали. Вот эта легенда.

Видя, в какой дикости пребывали на земле люди, — они жили в пещерах, ходили без одежды и пожирали друг друга,— Отец Солнце решил направить к ним своих сына и дочь, дабы они вразумили людей, научили их жить жизнью, достойной человека, а заодно и поклоняться ему, Отцу Солнцу. Высадив своих детей в районе озера Титикака, Отец Солнце наказал им основать свою будущую столицу там, где в землю войдет золотой жезл длиною в полметра, который он вручил им специально для этой цели (просим обратить внимание на эту весьма важную деталь). Всюду, где Манко Капак и Мама Окльо останавливались отдохнуть, инка бросал жезл своего божественного отца, но жезл не входил в землю. Двигаясь на север,— в южном полушарии движение на север означает приближение к экватору, то есть к Солнцу, — Манко Капак и Мама Окльо переночевали однажды и в Паукартампу, уже знакомому нам по первой легенде. В долине Куско жезл ушел в землю и исчез навсегда. Обрадованные брат и сестра пошли собирать «местных людей», которые по их приказу начали возводить «хижины и дворцы» будущей столицы инков. Занялись они и решением продовольственной проблемы.

Три обстоятельства привлекают внимание в этой легенде. Во-первых, цель посылки на землю сынов Солнца: общечеловеческие, даже житейские «установки» в наказах Отца Солнца преобладают над религиозным, теологическим началом. Поклонение Солнцу как бы отодвинуто на второй план — прежде людей следовало обучить всему тому, что отличает человека, существо разумное, от дикого животного. Вот как звучал текст наказа, изложенный «чистокровным» сыном Солнца одному из хронистов XVI—XVII веков: «…Чтобы они дали им (людям) заветы и законы, с которыми они жили бы как здравомыслящие и благовоспитанные люди, чтобы они жили в населенных селениях и домах, умели бы обрабатывать землю, выращивать растения и злаки, растить скот и пользоваться им и плодами земли как разумные люди, а не как звери. С этим приказом и поручением оставил наш Отец Солнце этих двух детей в лагуне озера Титикака…» Если воспользоваться современным языком, то означенную в наказе цель иначе как миссионерством не назовешь.

Во-вторых, удивительный прагматизм легенды. В какую землю без особого труда войдет тяжелый жезл, брошенный рукой человека? В мягкую, рыхлую, то есть пригодную для… земледелия! Священный наказ Отца Солнца был не столько религиозным заветом, сколько полезной для земледельца рекомендацией, немаловажной в условиях андского высокогорья, где не так-то просто найти клочок пригодной для пахоты земли. И последнее. Те хижины и дворцы, которые строились по приказу Манко Капака, индейцы назвали словом «куско». Слово же это переводится с языка инков как «пуп», «центр» организма или земли. Само царство инков, как было уже сказано, названия не имело, а обозначалось словосочетанием «четыре стороны света». Сопоставляя оба эти названия-понятия, мы видим, что они не могли возникнуть в далекую эпоху легендарного «начала всех начал». Их могли породить события совсем иного рода и в более поздние времена. А это означает, что все, о чем говорится во второй легенде, — и солнечное происхождение инков, и «миссионерство» правителей из Куско, и еще многое другое — было относительно поздним изобретением самих инков.

Таким образом, появление второй легенды отразило важный этап в истории индейцев кечуа и самих инков, а именно объединение под началом Куско всех кечуа и окончательную победу новых общественных отношений, выразившуюся в создании раннеклассового антагонистического общества.

Перед нами пример того, как социально-экономические факторы воздействуют на идеологическую надстройку, а она в свою очередь ищет и находит пути обслуживания и укрепления новых общественных отношений, возникающих в результате естественного развития человеческого общества. Ибо Сапа инке — Единственному инке — так стали называть правителя Тауантинсуйю (а не города-государства Куско) — и его ничем не ограниченной власти на земле уже стали мешать даже родные братья Манко Капака, когда-то выбравшиеся на землю из пещеры в Паукартампу. Совсем иначе выглядело теперь положение инки-правителя: как у прямого потомка самого Солнца не было сколько-нибудь значительных конкурентов на небе, так и у Сапа инки не должно было быть конкурентов на земле. Так обозначился союз небесных и земных сил, в котором нашла опору деспотия инков из Куско.

Автор: В. Кузьмищев.

P. S. С этой статьи мы снова (и уже в который раз) начинаем серию публикаций по истории инков – едва ли не самому загадочному народу не только Южной Америки, но и всего мира.