Происхождение древних славян

древние славяне

Вопрос, когда и каким образом образовались славянские народы — украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, лужичане, сербы, хорваты, болгары, — вызывал интерес издавна. Славянские народы до сих пор говорят на близких между собой языках, а в сравнительно недавнем прошлом — до VI—VII веков нашей эры, как считают лингвисты,— существовал общий славянский язык. Русский летописец в начале XII века хорошо знал о родстве славян, отличал их от других племен, говоривших на своих языках, и не сомневался в общем происхождении славян: «…Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте».

Впервые славяне под своим собственным именем упоминаются уже в начале VI века византийскими писателями. В это время они действительно жили на землях севернее Дуная и совершали почти ежегодные набеги на территорию Византии. Но заселять земли южнее Дуная они начали лишь в конце VI и в VII веке — племена славян расселились в Македонии и Фракии, доходили до Пелопоннеса и Малой Азии. В 581 году славяне «растеклись по земле, осели на ней господами, как на своей, без страха» (Иоанн Эфесский). Но жили они не только по Дунаю. По сведениям историка Иордана (середина VI века) славяне «…происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов»; от северного склона Карпат, «начиная от места рождения реки Вистулы (Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов»; склавены живут между Вислой, Днестром и Савой; анты — от Днестра до Днепра, там, где Черное море образует излучину. В VII веке славяне известны на Эльбе (хроника Фредегара).

На какой же территории и когда сложилось славянское единство? Где их прародина? Этими вопросами уже давно занимаются ученые многих стран и разных специальностей — историки, лингвисты, антропологи, этнографы, археологи. Существует много гипотез и предположений — теория о дунайской прародине славян, висло-одерской, днепровско-западнобугской и другие. Но ни одна из них пока не может считаться доказанной. Конечно, этот вопрос должен решаться комплексно, с привлечением данных многих других наук, ведь каждая из них обладает своими возможностями и методами исследования.

У археологов, как и у ученых других специальностей, еще много нерешенных и спорных вопросов, существуют разные и часто противоположные точки зрения на раннюю историю славян. Здесь будет изложена только одна точка зрения, которая мне кажется наиболее обоснованной.

Археологи изучают материальную культуру давно ушедших эпох. Везде, где когда-либо жили люди, в земле остаются их следы — потерянные или брошенные вещи, обломки глиняной посуды, нижние части домов, печи, погребения умерших. Конечно, древняя материальная культура предстает перед археологами в обедненном виде — ценные вещи редко остаются в земле, а предметы из органического материала (дерево, ткани) не всегда сохраняются. Но так же, как из черепков можно склеить целый горшок, так по остаткам фундаментов можно реконструировать жилой дом, а по вещам из многих раскопанных поселений и могильников восстановить общий облик культуры древних людей. Каждому народу свойственна своя материальная культура. Правда, какие-то черты, связанные с климатическими условиями, уровнем развития хозяйства, могут быть общими у многих народов, но некоторые ее особенности — конструкция домов, детали погребального обряда, бытовая утварь, одежда и орнаменты — являются характерными этнографическими признаками. И такие традиционные черты культуры обычно живут долго, хотя и изменяются постепенно со временем, но при жизни одного народа можно проследить их эволюцию.

Этнографические черты в какой-то мере сохраняются даже при изменении жизни населения, развитии его хозяйства, смешении с другими народами и появлении чуждых влияний. Резкое же изменение всех сторон материальной культуры свидетельствует, как правило, о появлении нового населения. Поэтому для определения этнической принадлежности «безгласных» археологических культур необходимо проследить их связи с культурами, принадлежность которых определенному народу хорошо засвидетельствована письменными источниками. Так, по многочисленным письменным источникам известно, например, что в IX—X веках славяне заселяли обширную территорию Восточной и Центральной Европы, а материальная культура этого времени уже давно и хорошо исследована археологами. Идя от этого известного к неизвестному в глубь веков, прослеживая эволюцию культур, археологи пытаются выявить и изучить славянские культуры более раннего времени. Такой «ретроспективный» метод является сейчас наиболее надежным при археологических исследованиях.

Исследованиями последних лет установлено постепенное развитие славянских культур начиная с V века нашей эры. Ранняя культура славян (V—VII века) условно названа «пражской» — по месту первых находок в окрестностях Праги. Эта культура была распространена на огромной территории — от Днепра на востоке (ее находки есть в окрестностях Киева и в самом городе на Старокиевской горе) до среднего течения Эльбы и Заале на западе, от побережья Балтийского моря и Припяти на севере до Среднего и Нижнего Дуная на юге. Но не вся эта территория была заселена славянами одновременно, они здесь расселялись постепенно. Самые ранние находки (V — середина VI века) известны на землях Северо-Западной Украины по Среднему Днепру и его притокам, по правым притокам Припяти, по верхнему течению Днестра и Прута и на землях Южной Польши, в бассейне Верхней и Средней Вислы и по правым притокам Одры.

В VI веке памятники пражской культуры появляются севернее Нижнего Дуная на землях современной Румынии, где славяне были впервые обнаружены византийцами. Южнее Дуная, на территории Болгарии, они появляются лишь в конце VI—VII веков, что тоже соответствует данным письменных источников о расселении славян. С середины VI века славянские памятники распространились на территорию Чехии и с конца VI века — по среднему течению Эльбы, тогда как более северных областей, вплоть до побережья Балтийского моря, они достигли лишь в VII веке.

Постепенное распространение памятников пражской культуры полностью согласуется с историческими свидетельствами о славянском расселении, но археологические материалы в значительной степени уточняют и конкретизируют эти свидетельства.

Славяне в то время жили в небольших поселениях, в каждом из которых было не более десятка домов. Такие поселения археологи находят при разведках на берегах рек и ручьев по наличию там культурного слоя — черной гумусированной земли и обломкам древней посуды. При раскопках выясняется картина жизни людей в таких поселениях. В маленьких домах, разбросанных без определенного порядка, жили небольшие семьи, которые вели общее для всех жителей поселения хозяйство, так как хозяйственные постройки (сараи, погреба) были сконцентрированы в стороне от домов. Занимались они земледелием (найдены обгорелые зерна ржи и проса и их отпечатки на глине, каменные жернова для размола зерна, ямы-хранилища), скотоводством (в культурном слое поселений встречается много костей домашних животных — коров, коз, овец, лошадей) и домашними ремеслами (изготовлением глиняной посуды, обработкой дерева и шкур, ткачеством).

Земледелие было еще подсечным, то есть выжигался участок леса и затем зерно сеяли прямо в золу. При таком земледелии не нужны были пахотные орудия, и их действительно не находят при раскопках. Урожаи такой выжженный участок давал очень недолго и требовал большой затраты труда большого коллектива. Этим характером земледелия и было обусловлено существование небольших родовых поселков, которые недолго находились на одном месте — их жители осваивали новые земли и лишь иногда, спустя десятилетия, возвращались на старое место.

Дома на поселениях были несколько углублены в землю — на полметра-метр. Это были квадраты, в углах которых стояли вертикальные столбы и в их пазах крепились горизонтально уложенные бревна стен. Крыши были двускатные и опирались на дополнительные столбы, стоявшие посредине стен, и на сами стены. В углу дома, обычно напротив входа, складывали печь из камней, иногда грубо обтесанных в виде плит. Камни были сложены без связующего раствора, и когда горел огонь, дым выходил между камней. Такие дома известны по всей территории распространения пражской культуры, кроме северных районов Польши и Германии, где из-за климатических условий и глубокого промерзания почвы не строили полуземлянок, а жили в наземных неуглубленных домах.

Обычно вблизи поселения находился и могильник. Правда, их известно немного — могильники трудно искать, они ничем не отмечены на поверхности. Кроме того, многие из них к настоящему времени уничтожены пахотой. Умерших сжигали на костре, и пережженные кости собирали в глиняный горшок — урну, которую ставили в неглубокую ямку под дерном. Могильники такие же небольшие, как и поселки, и в них насчитывается, как правило, 10—20 погребений.

На поселениях и в могильниках встречается мало металлических украшений — их берегли и уносили с собой. Кроме того, у славян в то время, как и во многих местах позднее, не было в обычае носить много украшений. Зато часто попадаются маленькие железные ножи, серпы, гвозди, иногда стеклянные бусины, обломки костяных гребней, единичные застежки — фибулы и поясные пряжки из железа и бронзы. Но зато найдено много глиняной посуды — горшков, мисок, сковородок, иногда целых, но чаше их многочисленные обломки. Именно с этим материалом в основном и приходится работать археологу.

Глиняная посуда (керамика) широко употреблялась в быту, и делали ее вручную, без гончарного круга, вероятно, в каждом доме. При этом посуде, как и всегда и везде, придавали свою традиционную форму, которая сохранялась веками и лишь постепенно и последовательно видоизменялась. Каждая общность людей — племена, группы племен или целые народы — имела свою специфическую посуду, поэтому именно керамика является основой при выделении раннесредневековых культур. Хорошо известна керамика прибалтийских народов, финских племен, кочевников (алан, болгар, авар), различных германских племен. Для славянской пражской культуры были характерны высокие стройные горшки, расширяющиеся в верхней части, имеющие округлые «плечики» и короткое прямое горло. Такие горшки в большом количестве находят по всей территории распространения пражской культуры.

Славяне, расселяясь на новых землях, приносили туда особенности своей культуры — жилища-полуземлянки с печами из камней, погребения урн, керамику. Но при этом славяне в какой-то мере смешивались с местным населением, и в их культуре появлялись новые черты — дакийские на Нижнем Дунае и в Прикарпатье, германские на Эльбе, балтские на востоке. Влияния местных культур придали культуре славян уже в VI веке некоторое локальное разнообразие. Но в целом культура славян в это время сохраняла еще удивительную общность. Этот период в истории славян (V—VII века) соответствует последнему этапу существования общеславянского языка, когда в нем уже выделяются отдельные диалекты, однако вследствие традиции он во всем существенном сохраняет свое единство.

Дальнейшее развитие культуры славян, начиная со второй половины V11 века, на отдельных территориях шло уже по-разному. Это было вызвано различными историческими условиями, сложившимися в огромном славянском ареале. В Подунавье сильнее всего ощущались связи с развитыми ремесленными центрами Византии. В середине VІІ века земли южнее Дуная были заняты кочевниками-болгарами, принесшими сюда свою развитую культуру. Севернее Дуная распространилась культура авар, и при ее смешении со славянской создалась своеобразная славяно-аварская культура. В западных областях сильнее ощущались влияния германских культур. Наиболее последовательно и непрерывно славянская культура развивалась на землях Северо-Западной Украины, что привело в конечном итоге к созданию древнерусской культуры.

Последовательное развитие прослеживается во всех сторонах материальной культуры. Столбовые полуземлянки постепенно сменяются постройками со срубной конструкцией стен, распространяются погребения под курганными насыпями, которые сохраняются еще и в X—XII веках, появляются большие села и укрепленные поселки, богаче становится набор металлических вещей, среди них становятся обычными пахотные орудия, видоизменяется керамика и в конце IX века ее уже делают на гончарном круге.

Постепенное развитие культуры, в частности хронологическая шкала керамики, позволяет датировать материал с точностью до 50 лет. Заметный сдвиг в уровне хозяйства и общественных отношений произошел в VIII веке, когда распространилось пахотное земледелие, появились ремесленные центры и в связи с этим на смену небольшим родовым поселкам пришли большие села, жители которых вели уже индивидуальное хозяйство и были объединены в территориальные сельские общины. Все это создало предпосылки для возникновения в X веке славянских государств.

Последовательное развитие культуры пражского типа, ее связи с позднейшими достоверно славянскими культурами дают археологические доказательства славянской принадлежности этой культуры. Подтверждается это и сведениями письменных источников о расселении славян, данными лингвистики о распространении общеславянских названий рек на той же территории.

Другие культуры V—VII веков, известные на землях, в позднейшее время заселенных славянами, в частности культура населения Верхнего Днепра и Десны, не имеют связи с последующей достоверно славянской культурой. Культура Верхнего Поднепровья и Подесенья отличается от пражской по конструкции домов, по обряду погребения, по составу металлических вещей и по формам посуды. В VIII — IX веках она прекращает свое существование и на ее территории распространяется другая культура, характерная для земель Северо-Западной Украины, возникшая на основе пражской культуры. Таким образом, в Верхнем Поднепровье в конце I тысячелетия происходит смена культуры, которую можно объяснить только приходом нового населения. По лингвистическим данным, на этой территории были распространены балтские названия рек и озер, а славянские названия относятся уже к восточнославянским, то есть возникшим не раньше VIII века. В это время сюда, по-видимому, и пришли славяне.

Византийские писатели в VI веке различали славян и антов. Эти племена жили на разной территории, совершали самостоятельные нападения на Византию, заключали сепаратные союзы с византийцами и с аварами, иногда сражались друг с другом. Но в то же время «племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе» (Маврикий), «…у них вся жизнь и законы одинаковы… у тех и других один и тот же язык» (Прокопий Кесарийский). Эти свидетельства находят отражение и в археологическом материале. На землях антов между Днестром и Днепром, на Пруте и севернее Дуная была распространена в V—VI веках культура смешанная, в которой можно выделить по крайней мере три компонента.

Один из них связан с культурой местного древнего населения и характеризуется своеобразными жилыми постройками, своими формами посуды — биконическими и округлыми горшками, большим разнообразием украшений. Второй компонент составляют черты культуры кочевников — жилища-юрты и тоже своя керамика. И третий компонент, который со временем вытесняет остальные и становится господствующим, — это культура пражского типа со всеми ее характерными особенностями. Следовательно, можно считать, что анты — это группа славян, культуре которых местное население придало некоторые этнографические черты, вероятно проявлявшиеся, и в их одежде. Уже в VII веке местные традиции постепенно затухают, и название антов исчезает (последний раз анты упоминаются в 602 году).

Таким образом, по моему мнению, для славян V—середины VII века была характерна общая культура, которая явилась основой развития многих славянских культур позднейшего времени. Древнейшие находки этой культуры расположены к западу от Среднего Днепра, по верховьям Днестра и Прута, по среднему и верхнему течению Вислы и по правым притокам Одры. Вероятно, где-то на этой территории она и сложилась, но пока более ранние памятники славян неизвестны. Истоки славянской культуры теряются в бурном периоде «эпохи переселения народов», когда с востока на Европу двигались полчища гуннов, варварские народы стремились на юг, к границам слабеющей Римской империи, происходило смешение народов и культур. Поиски славянской культуры этого времени потребуют еще большой и кропотливой работы археологов. Пока есть лишь множество предположений и рабочих гипотез, ни одна из которых еще не обоснована должным образом.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.