По следам мамонтов

мамонт

Кто отважится путешествовать по северной Сибири или по Новосибирским островам, то вероятно встретится там со странными людьми, жесткими в поведении, отважными ловцами, которые сами себя зовут “промышленниками“. Это в основном россияне, хотя часто к ним примыкают и различные местные племена и народности – якуты, тунгузы, лямуты т.д. Чего ищут эти отчаянные авантюристы так далеко от людей, от всякой культуры? Может золота, как когда-то американцы на Аляске? Нет, за золотом они не идут, но ищут там чего-то, за что платится золотом и следует искать в вечных снегах и льдах: ищут слоновой кости.

В действительности это не настоящая слоновая кость, только клыки мамонтов, но такие красивые и так хорошо сохранившиеся, что своей ценой вполне равны слоновой кости. Когда-то в глубокой древности, десятки тысяч лет назад, росли в тех северных краях большие леса, были широкие пастбища, и в них жили целые стада огромных мамонтов и шерстистых носорогов, затем вымерших, после наступления Ледникового периода, и их прикрыл снег и лед. Сильный мороз законсервировал навеки их мясо и кости, так что оно не могло гнить, не могло никак испортиться. Не раз эта природная консервация такая совершенная, что еще теперь, через много тысяч лет, находятся там совсем целые дохлые мамонты, с мясом и длинной шерстью, и то так хорошо сохранившиеся, что местные лисы питаются целыми годами тем мясом. Жители тамошних стран, тунгузы и другие, до сих пор кормят мясом мамонтов своих псов, которых запрягают в санки.

Местами сохранились целые кладбища этих великанов-зверюг, мамонтов и носорогов, целые огромные склады их костей, потому что эти звери, состарившись, ходили умирать на одно и то же место, впрочем, то же делают и их южные сородичи – слоны в индийских джунглях и африканских саваннах. А между кучами костей много их клыков и рогов. Отважные торговцы мамонтами отыскивают такие кладбище, собирают клыки мамонтов и рога носорогов и доставляют их далекими, опасными дорогами, среди снежных метелей, за сотни и тысячи километров, до больших торговых центров, где продают их торговцам и перекупщикам.

Если рискованная экспедиция “промышленников” будет успешной, и они не погибнут где-то среди бескрайних снежных пустынь от голода или мороза, то тогда оборванцы-авантюристы сразу становятся богачами. Но это конечно охотники-бродяги, которым важны не столько деньги (хотя деньги, конечно, тоже важны), сколько сами приключения, переживания различных невзгод и опасностей и, в конце концов – охотничья слава. Они не удержат тяжело заработанных денег долго у себя. По целым месяцам тяжелых лишений и невзгод, которые они терпели во время своих путешествий, по месяцам игры жизнью, хотят немного позабавиться, насладиться, пожить немного в добре. Деньги для них – ничто. Разбрасывают их направо и налево, азартно играют в карты и пьют хмельные напитки, по-черному пьют! Радо каждого угостят, с каждым братаются и хвастаются своим геройством. А как им уже мало что останется, берут свое ружье, запас амуниции и продовольствия, покупают нужные вещи и выбираются снова на далекий север – снова на поиски клыков мамонтов. Многие возвращается так несколько раз, но не один из них среди льдов и погибнет.

Вообще это своеобразные, очень интересные люди, те промышленники Севера. Если бы их знал поближе американский писатель Джек Лондон, вероятно, написал бы о них лучшую повесть с интереснейшими приключениями.

Крупнейшие торги клыками мамонтов некогда проходили в городе Иркутске, а денежный оборот доходил до одного миллиона рублей. Но это только в Иркутске, где этого товара больше, потому промышленникам не хочется возиться с ним к дальнейшим городам. Кроме того есть на Сибири целый ряд других городов, где продают “слонину” и где торги также хорошие.

Большое счастье имели эти «промышленники» 100 лет назад на острове Ляхов. Там нашли тогда клыков мамонтов более 100 пудов (1600 кг.). На Новосибирских островах ищут за ними уже около 60 лет и все еще их там находят. Если промышленники найдут, где больший склад клыков, ставят там хижину и добывают из-под нанесенных слоев глины или из под слоя снега и льда так долго, пока не выберут все. Летом в тех местах живется еще кое-как, потому что есть реки и разная птица, но как наступит зима, начинается страшное время для людей.

С клыков мамонтов производят разные красивые вещи: мундштук, табакерки, броши, чернильницы, линейки, ручки, ножи к бумаге, шахматы, коробки на дорогие женские украшения и так далее. Они расходятся по всему миру и конкурируют с изделиями из правдивой слоновой кости, которые преимущественно поставляют японцы и китайцы. И клыки мамонтов продают аж до Китая и Японии курильщику, не раз дорого купившему мундштук с “настоящей слоновой кости”, даже не догадываясь, что у него во рту кусок клыка мамонта, который когда-то жил в сибирских пралесах несколько десятков тысяч лет назад.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

2 комментария