Камень в лесу. Часть первая.

Камень в лесу

Шел человек по лесу. И вдруг увидел у обочины тропы, под елью огромный валун, заросший зеленоватым мхом. Наклонился и замер от удивления: на верхушке камня, словно в воске, отпечатался след огромной человеческой ноги. Что это? Чудо? Игра природы или воображения? Не спешите с выводами.

Еще в сороковых годах 19-го века, путешествуя по Палестине, Николай Васильевич Гоголь обратил внимание на один довольно любопытный камень, возле которого всегда толпились паломники.

— Что это? — спросил Николай Васильевич, увидев на вершине камня какое-то странное углубление, удивительно похожее на след босой человеческой ноги.
— След Иисуса Христа, — совершенно серьезно ответил один из паломников.

Эта встреча в далекой Палестине так поразила автора «Мертвых душ», что он тут же спешит поделиться своими впечатлениями с поэтом В. А. Жуковским. «Помню, — пишет Н. В. Гоголь, — что на Элеонской горе видел я след ноги…, чудесно вдавленной в твердом камне, как бы в мягком воске, так что видна малейшая выпуклость и впадина необыкновенно правильной пяты».

Следовик

След ноги, отпечатавшийся на камне! Одна из легенд гласила: после того, как Христос воскрес, он собрал своих учеников и обратился к ним с напутственным словом. Потом встал на камень и, как сказано в Библии, «стал отдаляться от них и возноситься на небо». А на том месте, где он стоял, камень растопился, и остался след от его босой ноги.
СЛЕДОПЫТ ИЗ ШУИ

Об этом камне Н. В. Гоголь сообщает, как об интереснейшей диковинке, с которой ему пришлось повстречаться во время заграничного путешествия. Но как бы удивился Гоголь, если бы узнал, что подобные камни исстари находили крестьяне на лесных тропах, болотах и полях северных русских областей — Архангельской, Петербургской, Псковской, Калининской, Новгородской

С начала XIX века таинственными камнями начали интересоваться и ученые историки. Среди них был участник Отечественной войны 1812 года поэт и писатель Федор Николаевич Глинка, который после отбытия ссылки за связи с декабристами поселился в своем родовом поместье в Бежецком уезде Тверской губернии.

Однажды Глинка во время прогулки заметил какой-то странный камень. Когда он очистил его от грязи и мха, то сбоку увидел непонятное изображение в виде прямоугольника и высеченное слово — «Степанъ». Вскоре он нашел еще несколько таинственных камней: один с какими-то странными ступеньками, другой с непонятными изображениями и надписью. Тайна этих камней в то время так и не была раскрыта, но именно они заставили русских археологов впервые задуматься над вопросом: «А что же это такое?».

…Если сегодня мы знаем о таких камнях во много раз больше, чем знали о них современники Глинки и Гоголя, то в значительной мере обязаны этим краеведу из Шуи — Сергею Николаевичу Ильину.

Ему уже давно пошел седьмой десяток, а он каждое лето вскидывает на плечо рюкзак с нехитрым снаряжением и идет искать эти самые камни, которые он называет следовиками. Его считают чудаком — ведь пожилой человек, пенсионер, сидеть бы ему дома, а он в поисках «следовиков» прошагал уже тысячи километров по тропинкам и лесным дорогам Верхнего Поволжья и Подвинья. И все это сам, по своей воле, по своему интересу, на свою не такую уж большую пенсию.

Следовик

И привозил из своих самодеятельных экспедиций такой интересный материал, что видавшие виды ученые с завистью поглядывали на этого краеведа, кончившего когда-то всего лишь церковноприходскую школу.

…Я перебираю фотографии камней различных знаков и спрашиваю:
— Что же, до вас этими камнями никто и не интересовался?
— Почему, — отвечает он. — Многие занимались. И среди них Геродот. Помните такого?

СЛЕД ГЕРАКЛА И «СТОПА БОГОРОДИЦЫ»

Да, первым из исследователей обратил внимание на камни с изображением следов «отец истории» Геродот. В своих заметках о древней Скифии он пишет: «Достопримечательностей страна эта не имеет, за исключением разве очень больших многочисленных рек. Впрочем, можно упомянуть здесь еще об одной достопримечательности Скифии, помимо рек и обширности равнины, а именно: на берегу реки Тиры (теперешний Днестр) показывают ступню Геракла в скале, похожую на след человека, но в два локтя длины». Не правда ли интересная деталь — след на камне соперничает по своей популярности с обширными равнинами и реками. Судя по всему, местное население поклонялось этой скале и почитало изображенный на нем след. Сейчас трудно сказать — был ли он естественного или искусственного происхождения.

Большой интерес представляют размеры ступни. Как правило, длина следов, высеченных на камнях, не превышает 20—27 сантиметров, то есть соответствует нормальному размеру ноги взрослого человека. А след Геракла имел длину в два локтя — около 90 сантиметров. След не обыкновенного человека, а великана. Будь это единственное исключение, может быть, о нем не стоило бы и говорить. Но в районе Селигера Сергей Николаевич обнаружил камень под названием «Крестовик», на котором тоже высечен богатырский след — более 50 сантиметров. На Куликовом поле лежит камень с большим следом, который народная молва почему-то приписывает Александру Невскому, якобы пришедшему на помощь Дмитрию Донскому в день битвы с Мамаем. Еще больше след богатыря Полюда на берегу реки Вишеры. В одной из легенд так говорится о силе и ловкости Полюда: «Кинуть за десять верст стопудовый камень для богатыря было забавой. У него одна ступня была семь четвертей».

Почитание камней и высеченных на них «следов богатырей» явление не новое. Оно было широко распространено в древности среди племен, населявших нашу и другие страны. В представлении людей богатырь был тем божеством, которое покровительствовало племени, даровало ему счастливую охоту, являлось защитником и заступником от враждебных сил и стихий. След и олицетворял силу и могущество этого духа-покровителя. Ему поклонялись, возле него охотники вымаливали добычливую охоту, приносили дары и жертвы… Видимо, к разряду таких культовых изображений и следует отнести «след Геракла».

С распространением на Руси христианства церковники стали приспосабливать к своим целям старые языческие культы. В это время и начинают возникать легенды о «божественных стопах», наподобие той, которую Гоголь услышал в Палестине.

Появляются бесчисленные предания о следах Иисуса, святой Ольги, святого Зосимы, пророка Ильи, Параскевы Пятницы и т.д. Такие следки церковники объявляли святыми, а дождевую воду в них целебной. Возле них строили часовни, церкви, а в Почаеве рядом с целебносной стопой богородицы, явившейся на камне в 1340 году, воздвигли даже целую Лавру.

Автор: А. Попов.