Древности Болгарии

история Болгарии

В Болгарии много археологических музеев. Несколько десятков! Словно в замедленной киносъемке перед глазами их посетителей оживает история прошедших веков.

…Еще в каменном веке древние обитатели этой страны установили контакт с населением Средиземноморья, Адриатики и северозападного Причерноморья. Следы их быта — обломки грубоватых керамических сосудов, костяные наконечники стрел, странные каменные идолы — непременное «введение» в коллекцию любого нашего музея. Все эти предметы найдены где-нибудь неподалеку: на берегах речек, в окрестных деревнях или в самих городах, при рытье колодцев или котлованов, при прокладке водопроводов.

А вот памятники торговых связей с древней Троей — изящные кубки, с Микенами — оружие, с Египтом — стеклянные сосуды для благовоний.

Бежит быстротечное время. Перед нами произведения искусных фракийцев, предшественников славян — оружие, кубки, утварь. Их курганы до сих пор высятся на плодородной фракийской низменности между грядой Балкан.

А в сердце этой низменности, в старинном Пловдиве, раскинувшемся на холмах, мы встречаем сразу несколько эпох. Древние греко-македонские руины чередуются с плитами римской дороги, остатки портиков с византийскими укреплениями, турецкие мечети с архитектурными шедеврами болгарского барокко.

В центре одного из тихих прохладных залов Пловдивского археологического музея, в стеклянном кубе, напоминающем аквариум, хранится уникальный экспонат — Панагюрское сокровище, изумительный золотой сервиз, найденный в глинистых пластах земли неподалеку от города Панагюриште. Кубки, блюдо, ваза для фруктов — все это великолепно!

Но не только под крышами музеев покоятся археологические богатства болгарской земли. Многие так велики, что их невозможно обнести стенами и покрыть стеклянными колпаками. На окраине Казанлыка любитель древности переживает незабываемую встречу с прошлым. Эта встреча происходит под тяжелым куполом гробницы богатого фракийца, которая случайно была найдена под неглубоким земляным покровом — на холме, возвышающемся над городом. Раскопанная гробница обнесена сейчас кирпичными стенами и прикрыта от палящего солнца дополнительной крышей. Доступ в нее ограничен, так как влага, приносимая человеческим дыханием, плохо сказывается на древних фресках — редчайшем памятнике античной живописи.

…Длинный коридор — дромос — ведет в круглый зал с куполообразным потолком. Стены дромоса покрыты фресками, изображающими пеших и конных фракийских воинов. Неизвестный художник как бы подготавливает нас к встрече с незабываемой сценой, которую тысячелетия не смогли стереть с каменного свода гробницы. Знатный фракиец прощается с жизнью. Он поднимает чашу с вином и пьет за вечность жизни, за ее силу, за бессмертие человеческих дел. Левая его рука нежно и властно держит руку супруги. Возле прощающихся супругов две рабыни, юный раб с оседланными конями в богатой сбруе, вооруженный телохранитель…

Маршруты древних цивилизаций неизбежно приводят нас к морским берегам. Здесь, на берегу Понта Эвксинского, предприимчивые древнегреческие купцы, ремесленники и воины основывали силой оружия свои города-колонии — античный Одессос (Варна), Месемврию (Несебр), Аполлонию (Юсозополь) и многие другие поселения древнего мира.

Кого не взволнует первая встреча с Несебром! Город расположен на острове, соединенном искусственным перешейком-шоссе с сушей. Домам тесно на этом, омываемом со всех сторон водой клочке земли. И на узких улочках, сам того не замечая, человек непрерывно перешагивает через границы эпох и цивилизаций. На первый взгляд кажется, что над всем господствуют византийские строения. Но когда глаза привыкают к изобилию этих древних руин, посетитель города-музея начинает различать изящные контуры более старой архитектуры.

А возле крепостных стен, опустившихся вместе с кромкой берега под пенистые волны прибоя, рыбаки и поныне вытягивают сетями большие античные амфоры, в которых древние перевозили на своих галерах зерно и вина…

О более поздней культуре рассказывают руины Плиски и Преслава — первых столиц болгарской державы. Здесь, среди мягких зеленых предгорий Балкан, закончили свой воинственный бег смуглые всадники хана Аспаруха. И до сих пор скачет высоко на отвесной скале рельефный Мадарский конник — древнейший памятник болгарского искусства.

В любом округе, в любом уголке Болгарии вы встречаетесь с интереснейшими экспонатами — в музеях и на открытом воздухе. Старинные крепостные стены Велико- Тырново и реставрированные руины его дворцов соседствуют с еще более древними и ждущими своей реставрации развалинами римской крепости Никополис-ад-Иструм. Римские укрепления на Дунае, в нынешнем Видине, соседствуют со следами первобытного человека в подземных залах Магуры. Стены римских крепостей до сих пор окружают целебные источники Хисара, и там же хранятся строки латинских стихов, высеченных на мраморных плитах. Все так же горят на фоне бездонного синего неба золотые купола Рильского монастыря — очага болгарского духа, болгарской культуры, не угасшего за пять веков иноземного ига.

И, наконец, столица, вечно молодая София — один из старейших городов Европы. Здесь в далекие времена возникло поселение фракийцев, а позднее вырос важный военный и административный центр римской провинции. В ее высоких крепостных стенах Атилла получил первое предупреждение о близящемся конце своего могущества. Стены Софии осаждали византийцы и турки, по ее узким улицам проносились янычары, держа свой кровавый путь дальше — на Белград и Вену.

Болгария и ныне на перекрестке многих дорог. Но сейчас это мирные дороги торговли, культурного обмена, международного туризма; дороги богатого археологического заповедника, экспонаты которого любовно и бережно хранит болгарский народ, памятники культуры многих племен и народов.

Автор: Стоил Стоилов.