Размышления об истории и путешествиях

исторические памятники

«И какое отношение это имеет ко мне, к моей жизни?» наверняка ворчите вы, порой прилежно осматривая очередную историческую достопримечательность. Очутившись в новом месте, вы чувствуете себя обязанным ознакомиться с ним. Необходимо удовлетворить любопытство, как собственное, так и своих друзей и родных, которые непременно засыплют вопросами о путешествии. Чтобы попасть в музей или увидеть памятник архитектуры, мы тратим время, силы и деньги, зачастую бьемся над чужим языком, превозмогаем зной и стужу, мучаемся в толчее, иссушая мозг и тело, глазея на необычные сооружения и загадочные предметы. К чему? Вы никогда больше не увидите их, и редко когда эти места и предметы имеют прямое отношение к вашей повседневной деятельности. Какая связь между памятниками истории и вашей жизнью? Какова награда за усилия, потраченные на долгие переезды и переходы?

Ваши усилия не пропадут даром, если вы будете упражнять «мышцы воображения» и проводить исторические параллели, расширяя тем самым свои знания по истории, географии, искусству — словом, в наиболее близкой нам области.

Упражнять «мышцы воображения» — значит представлять события, связанные с тем или иным историческим местом. Совсем необязательно, чтобы это были подлинные события, хотя при желании можете сосредоточиться и на них: при знании дат и фактов в памяти быстро всплывают такие громкие события, как битвы, коронации, подписание договоров, убийства, рождения, смерти и свадьбы. Не следует, однако, ограничивать свою фантазию только общественными фактами. Попробуйте представить, как протекала будничная жизнь в том самом месте, где вы находитесь. Обычные занятия, работа; гулянья и пирушки; свидания влюбленных и тайные встречи заговорщиков; парады и религиозные шествия — все сгодится для «котла» воображения.

А еще интересно проводить исторические параллели. Сопоставляйте события, которые происходили хотя бы и на разных континентах, но в те же годы. Если вы индиец и оказались, к примеру, в Америке, попробуйте мысленно связать события индийской истории и события в Канаде или США, происходившие в одно время. Если сможете добавить что-то из истории Европы, тем лучше. И вовсе не обязателен большой запас фактических сведений. Достаточно припомнить несколько дат из школьной программы и соотнести их с историей того места, где вы оказались. На первый раз попробуйте с помощью путеводителей и информационных стендов, число которых постоянно возрастает, разузнать кое-что об истории памятника. Богатой информацией обычно располагают гиды, и им льстит, когда их расспрашивают, — помните об этом, и вы будете вознаграждены.

Если хотите поточнее узнать, как совмещать приятное с полезным, давайте отправимся в столицу Великих Моголов Фатехпур-Сикри, построенную императором Акбаром. Переходишь здесь от одного здания к другому, а воображение так и бурлит. Хотя в этом городе жили каких-то пятнадцать лет, с 1570 до 1585 г., повсюду мерещатся призраки давно ушедших людей: царя и придворных, юношей и девушек, художников и мыслителей, священников и мулл, безымянных рабочих и ремесленников, воплотивших в действительность царскую мечту о прекрасной столице.

Фатехпур-Сикри

Прислушайтесь при входе в дворцовый ансамбль к болтовне служанок, спешащих по широкому двору, которых, вероятно, послали за розами на цветочный базар или за благовониями, недавно доставленными из Аравии. В это время их хозяйки купаются, одеваются и прихорашиваются — слышите, плещется вода и звенит смех? Слушайте хорошенько, ведь резные каменные решетки приглушают смех. Не пропустите веселую ухмылку кокетливой служанки, пробегающей мимо застенчивого молодого конюха, который чистит хозяйскую лошадь. Может, подслушаете, как торопливым шепотом они договариваются о свидании за городской стеной во время послеобеденного отдыха хозяев.

Повсюду ржанье и фырканье лошадей, рев ослов, лай собак. Тихонько позвякивает уздечка на поджидающем всадника коне. Громко трубят слоны, которых моют и украшают к торжественному выезду. Звенят колокольчики верблюжьего каравана, прибывшего с грузом винограда для императора и питьевой воды из Ганга. Зайдя во дворец Акбара, прислушайтесь к чтецу, нараспев вещающему древнюю мудрость. Раздаются голоса министров, докладывающих правителю о положении дел в отдаленных провинциях. Возможно, вам посчастливится уловить и голос самого Акбара, на ходу отдающего указания и распоряжения. Вот он интересуется состоянием верблюдов, обсуждает предстоящую охоту, вникает во все многосложные дела своей империи.

Завернув за угол, можно заметить выходящего после утреннего совета придворного, разодетого в яркие шелка и парчу, в шелковом тюрбане, или зевающего и потягивающегося после тяжелого утреннего труда ремесленника, который идет завтракать. А можно набрести и на молчаливо склонившихся над работой художников, пишущих ярчайшими красками те самые миниатюры, которые сегодня видишь в музеях.

Задержитесь в одной из комнат дворца, представьте, как она выглядела в свое время: на полах всем богатством цветов переливаются шелковые ковры, золотом отливает парча на стенах, в беспорядке разбросаны яркие атласные подушки, над дверьми висят ярко-красные пологи. Сквозь резную мраморную перегородку видно пропыленного гонца, прибывшего с окраины империи. Соскочив с коня, он бежит во дворец, чтобы сообщить правителю об исходе сражения или о дивном сокровище, которое можно добыть, если на то будет его воля.

С женской половины ветерок доносит ароматы благовоний, смешанные с запахом жареного чеснока, который будет добавлен к одному из императорских блюд. Неожиданно повеяло прохладой — это несут лед для охлаждения шербета. Во дворе на доске, вмурованной в камни, Акбар с вельможами играют в нарды. Миловидные девушки в разноцветных шальварах и блузах выполняют роль фишек. Акбар, сидя на возвышении, бросает игральные кости и называет ходы, а солнце заходит, и легкий ветерок шевелит шелковые занавеси на дверях.

Стоит вспомнить и о времени, когда дворец еще только строился, и о тех, кто задумал и выстроил всю эту красоту. Для Акбара Фатехпур-Сикри был формой благодарности за рождение долгожданного сына. Место для закладки города он выбрал в знак уважения к святому, предсказавшему столь знаменательное событие.

До чего интересно воображать правителя, увлеченного своими планами: здесь будет дворец, здесь — двор, там — мечеть и библиотека, а там — гарем. А затем в мечтах возник очаровательный пятиэтажный павильон со множеством колонн — Панч-Махал, с высоты которого должен был открыться изумительный вид на окрестные земли. Вероятно, своими мечтами император увлек и придворных, и жен, и родственников.

Однако вельможи и их близкие наверняка опечалились, представив, какие хлопоты сулит им императорский замысел. Переезжать в другой город! Придется сниматься с насиженных мест, заново обстраиваться, перевозить жен и слуг, одежду и домашнюю утварь, перегонять скот, обживать место, которое было пока лишь выдумкой императора! Интересно, они сердились?

Вспомним еще о тех тружениках, камнетесах и резчиках, мужчинах и женщинах, что построили город своими руками. Носили ли женщины тяжелые посуды с землей на голове, как они делают это сегодня, чтобы выровнять площадку под большие красные камни? Представьте, как после работы они устало брели в деревню у подножия холма, чтобы посидеть с детьми, приготовить ужин и посудачить с соседями, а потом лечь спать при свете звезд, тех самых звезд, к которым обращается взор всякий раз, когда перед нами встают картины далекого прошлого. Подумайте о многих месяцах изнурительного труда под лучами палящего солнца, о рабочих, силой своих мускулов превративших каменные глыбы во дворец и постепенно построивших город.

А как они гордились, когда работа подошла к концу, и как горевали женщины, оплакивая своих мужей, во время обвалов и падений, без которых, конечно, не обошлось. И можно представить охватившую всех радость при завершении строительства города, начинавшего жить своей жизнью.

Заставляя работать свое воображение, вы как бы оживляете памятники истории, и перед мысленным взором встают картины будничной жизни их давнишних обитателей. Такое можно проделывать в любом историческом месте, будь то собор св. Павла, Эйфелева башня, парк Шалимар или Бодхгая — все их силой воображения можно населить людьми и превратить в живые подмостки для своей фантазии.

Невероятно интересно рыться в памяти, отыскивая громкие события, происходившие в разных концах света и совпадающие по времени с событиями, которые прославили то место, что вы осматриваете. И снова воспользуемся Фатехпур-Сикри в качестве примера в этой игре. Что происходило в мире во время строительства города? В Англии королева Елизавета пребывала в зените могущества и славы. Она путешествовала по стране и часто бывала на людях, покровительствовала художникам и писателям, поэтам и музыкантам и в то же время боролась с покушениями на трон. Шекспир в это время был еще юношей, величие которого только пробуждалось.

Акбар и Елизавета правили в одно время, а по обширности владения Акбара превосходили владения королевы. Через пятнадцать лет после того, как Акбар покинул новую столицу, славная королева Елизавета подписала устав Вест-Индской компании, что имело важное значение для истории, как Индии, так и Англии, ибо повлекло за собой целую цепь событий и отразилось на судьбах множества людей. Можно спросить о том, что произошло бы, случись двум великим монархам встретиться: во всяком случае, несомненно, состоялась бы приятная беседа, а если бы они согласились объединить свои способности и возможности, то могли бы покорить мир. И сегодня он был бы другим!

Тадж Махал

Продвигаясь во времени вперед, посмотрим, что происходило в других странах во время создания еще одной жемчужины индийской архитектуры — Тадж-Махала. Шах-Джахан начал возводить его в память о Мумтаз Махал в 1630 году и закончил в 1652 году. В конце этого двадцатилетия, когда в Агре трудились резчики по мрамору, во Франции вступил на престол молодой Людовик XIV, хотя настоящим хозяином страны был кардинал Мазарини. Знать восстала против короля, и Мазарини подавил мятеж, но монархия уже утратила незыблемость, и дарованное Богом право королей повелевать начало рушиться, найдя свой конец в буре Французской революции.

В Новый Свет прибывают колонисты и занимают земли, прежде населенные массачусетскими индейцами, которые и дали название этому краю. Шло время, выросло новое поколение, был построен колледж, которому основатели присвоили имя Джона Гарварда в благодарность за то, что он завещал часть своих средств и книг этому учебному заведению. Сегодня многие индийцы с благодарностью вспоминают занятия в Гарвардском университете, одном из крупнейших в мире.

За четыре года до начала работ над Тадж-Махалом на небольшом полуострове восточного побережья Америки манхэттенские индейцы заключили сделку с голландцем Питером Минви, согласившись продать свою землю за двадцать четыре доллара и горсть бус. Так было основано поселение Нью-Амстердам, ставшее впоследствии одним из крупнейших городов мира — Нью-Йорком.

Можно бесконечно соединять во времени большие и малые события. Так, когда Будду в Бодхгае, в том месте, где сегодня стоит храм, осенило прозрение, в Италии, на зеленых равнинах Тосканы, этруски изготавливали изысканные гончарные изделия, которые сегодня хранятся во многих музеях мира. Приходило ли вам в голову, что эта керамика создавалась в то время, когда Будда был погружен в созерцание? Когда в Индии правил царь Ашока, писавший законы на своих знаменитых столпах, в Риме собирался великий форум, олицетворявший собой все лучшее в политической мысли еще одной великой цивилизации?

И последний пример. В то время как шло строительство Нью-Дели, Европа гибла в пожаре первой мировой войны. В войне безвозвратно гибли исторические ценности. Однажды зимней ночью 1916 года в Канаде дотла сгорело здание парламента. Канаде, подобно Индии, пришлось приступить к строительству нового здания для своих политиков, но если Индию британский монарх, а именно король Георг V, впервые посетил в 1911 году, то Канаде пришлось ждать аналогичного визита до 1939 года, когда в страну прибыл уже его сын король Георг VI.

Автор: Дженис Л. Сатон.