Жак-Ив Кусто – в океане безмолвия. Часть вторая.

Жак-Ив Кусто

Итак, Жак-Ив Кусто решает стать первым и величайшим исследователем подводного мира. Ему необходим корабль. На Мальте он увидел минный тральщик Королевских Британских ВМС под названием «Калипсо». Потом у Кусто будет множество спонсоров, меценатов, вкладчиков – своих денег, как выясняется, он вовсе или почти не тратил, – но первым, судьбоносным был знаменитый ирландец Гиннесс; после продолжительной беседы с Кусто меценат-производитель пива вносит большую часть необходимой суммы, остальное платит ассоциация «Французские океанографические общества», специально для этого созданная Жаком-Ивом Кусто.

Июль 1950. Ему сорок лет, он переполнен мечтами и энергией. Переоборудование «Калипсо» длится целый год. Самое важное новшество – устройство под форштевнем, примерно в двух метрах ниже ватерлинии, кабины для подводного наблюдения со специальными иллюминаторами.

Первая экспедиция – на Красное море – субсидировалась ВМС Франции, которые откомандировывают на борт «Калипсо» двух механиков и матроса. Все остальные члены экипажа – добровольцы, включая Симону Кусто, назначенные комиссаром судна. В том же году Жак-Ив увлекается поиском остатков амфор, драгоценностей, которые часто находили рыбаки, закидывавшие сети напротив Марселя, со стороны Фриульских островов. И это стало первой и величайшей подводной археологической «стройкой». Со дна было поднято более 2 тысяч амфор, украшений, оружие, монеты, золото, серебро…

Позже признанные археологи критиковали Кусто за то, что раскопки проводились без специальной подготовки, четкого плана, метода, непрофессионалами. Но, во-первых, ученые не принимали во внимание нечеловеческие трудности глубоководных, на 50-60 метров погружений в труднодоступной местности моря, временами довольно сурового, и с допотопным с нынешней точки зрения оборудованием, а во-вторых, – не учитывали, что руководил раскопками Жак-Ив Кусто. Он впервые проявляет свой гениальный дар общения со средствами массовой информации: пресса, радио, телевидение всего мира восторженно, как о веренице сенсаций, сообщают о находках Кусто, знаменитый «Нэшнл Джиографик» публикует о нем большой фоторепортаж, принесший известность во всех англоговорящих странах.

В то же время создается все более и более совершенное оборудование для подводных съемок – благодаря профессору Эджертону, изобретателю электрической вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Ведущие в мире фирмы охотно вкладывают большие деньги в этот технологический прорыв. И все же деятельность Кусто требует очень больших расходов, – и он вынужден обратиться к работе более прибыльной: нефть. Разработчикам «офшорной нефти» срочно требовались профессионалы-подводники – и Кусто создает Первую французскую компанию подводных исследований, которая заключает контракты с крупнейшими нефтедобывающими корпорациями и позволяет всерьез подготовиться к съемкам полнометражного фильма, который станет культовым и уже навсегда утвердит всемирную известность Жака-Ива Кусто, – «Мир безмолвия».

1955. Красное море (кстати, Кусто много снимал на коралловых рифах), Индийский океан, съемки по всему свету… В феврале 1956-го в театре на Елисейских Полях – премьера. Такой премьеры Париж, Франция, мир еще не видели. Присутствуют президент республики, председатели обеих палат парламента, высшие представители конституционных властей, послы более 30 стран, а национальные военно-морские силы обеспечивают под звуки маршей почетный караул. Триумф! Зрители аплодируют стоя более получаса. Газеты, радио, телевидение в один голос называют фильм произведением века.

Впервые в истории кинофестивалей в Канне документальный фильм «Мир безмолвия» получает Золотую Пальмовую ветвь. В 1957 году – «Оскар» в Голливуде. И – уникальный случай: через год другой фильм Жака-Ива Кусто – «История красной рыбы» также получает приз на Каннском фестивале и «Оскара» в Голливуде.

Жак-Ив Кусто

Принц Монако Ренье предлагает Кусто возглавить знаменитый океанографический музей Монако. Он никогда не был ученым – Жак-Ив Кусто, – и, естественно, его поведение, публичные выступления, комментарии к фильмам раздражали настоящих ученых, не имевших столь богатого и успешного практического подводного опыта. Он редко появлялся в своем служебном кабинете в Монако, но оставил пост лишь через 32 года, после того, как устроился в княжестве, в 1989-м.

Он подвергся яростной критике за ряд проектов, но которым на гребне славы дал свои рекомендации. Один из них – план затопления в Средиземном море радиоактивных остатков, другой – выброс красной грязи, отходов алюминиевого завода в Пешиней. По поводу первого – Кусто всегда будет отрицать, что решение хоть в какой-то степени зависело от него, и его позиция так и останется неясной. Второе – он предложил построить специальный отводной канал, по которому «эта грязь» сбрасывалась бы в открытое море напротив Кассиса, в Кассиданскую впадину, глубина которой около 200 метров. В результате было сброшено около 40000 тонн отходов. И жизнь в окрестностях канала прекратилась. На конкретно поставленные вопросы ответов Кусто не давал.

Доходы тем временем продолжали расти, и это позволило начать осуществление наиболее грандиозного замысла всей жизни – создание «подводных домов», «преконтинентов». Исследователи, в том числе и сын Кусто, Филипп, многие дни жили и работали в кабине на большой глубине. Но спустя три года третий по счету «преконтинент» признается правительством, финансирующим проект, слишком дорогостоящим. Кусто возмущен, утешает лишь, что фильм «Мир без солнца», снятый во время операции «Преконтинент II», удостоен «Оскара». Критики фильм раскритиковали за «грубые трюки». «Жак-Ив Кусто не изменился, – написала одна из крупнейших газет, – но окружающий его мир стал другим».

Кусто добивается у правительства контракта на проведение подводных исследовательских работ нового типа «Агригонет» совместно с Французским институтом нефти. Но затраты во много раз превысили первоначальную смету, а Кусто отказывается давать отчет, грозит мировым скандалом, доходит до президента Жоржа Помпиду… Финансирование прекращают. Опубликовав мстительную статью под названием «Француз, у тебя украли твое море», обидевшись на французов и Францию, Жак-Ив Кусто уезжает в США. Там он весьма успешно сотрудничает с ведущими телевизионными программами, основывает «Общество Кусто», этакую финансовую пирамиду под видом проекта создания океанографического парка, которому, к счастью или несчастью для множества вкладчиков, никогда не суждено было осуществиться. Ходили упорные слухи о плотном сотрудничестве Кусто с ВМС США, с разведслужбами, но подтвердить или опровергнуть слухи не мог никто.

28 июня 1979 года в Португалии во время испытания своего гидросамолета, с которого снимались многие эпизоды телесериала «Одиссея Кусто», гибнет, вернее, без вести пропадает сын Филипп. Начинается продолжительная черная полоса в жизни Кусто, с сокрушительными финансовыми провалами, авариями, скандалами…

Вот что написал как-то Ив Норман, почетный вице-президент КМАС: «…Мы вспоминаем о весьма показательном провале проекта «Океанического парка Кусто» в Париже, финансовый дефицит которого превысил сумму в 120 миллионов франков. В очередной раз плохая подготовка, слабая организация, неправильно проведенное изучение рынка, как минимум сомнительное управление стали причинами этой неудачи. Однако Жак-Ив Кусто пользовался в этот раз большой поддержкой. Как пример можно привести тот факт, что городские власти арендовали в привилегированном районе полгектара земли за чисто символическую плату в 100 франков!

Разветвления между многочисленными обществами, основанными Жаком-Ивом Кусто, привели к тому, что их управлением все больше и больше интересовались налоговые службы. В США «Общество Кусто» было арестовано за непредоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную никаким законом. Подразделения Общества запутались в выполнении своих обязанностей, что привело к конфискации имущества «империи».

То же самое произошло во Франции с «Фондом Кусто». Этот фонд вынужден изменить свой статус и привести дела в соответствие с французскими законами. На самом деле Жак-Ив Кусто всегда с пренебрежением относится к правилам любой игры, а соглашается выполнять лишь те, которые удобны лично ему.

Мы никогда не узнаем о размещении счетов различных «организаций» Кусто, ни о его личных доходах в этих предприятиях. Ничего также не известно о его доходах от публикаций в средствах массовой информации, а также от торговых коммерческих предприятий, которые он контролировал.

Не надо забывать, что он получил в свое время довольно много значительных денежных субсидий как в США, так и во Франции и что ему необходимо было представить отчеты об использовании этих средств, что он так ни разу и не сделал. Спонсоры зачастую находили, что стоимость осуществления его проектов, какими бы они ни были, всегда была непомерной, чрезмерно взвинченной.

Ему исполнилось 80, когда он простился со своей Симоной, которую французы ласково называли «пастушкой». Ее прах развеян по морю у берегов Монако. Но и на девятом десятке у него хватило любви к жизни, чтобы вновь жениться и, по сути, начать все сначала.

На греческом острове Санторин, вблизи которого он искал Атлантиду, Кусто впервые признается, что часто забывал о Боге и грешен, но если бы Бог даровал вторую жизнь, то он прожил бы ее так же. Атлантиду Жак-Ив Кусто не нашел. Впрочем, у каждого своя Атлантида. И он все-таки ее нашел. Он прожил красивую жизнь. И ушел. В свой Мир Безмолвия. Прощай, Капитан. Пусть земля тебе будет пухом.

Автор: Сергей Марков, Александр Среднев.

Один комментарий

  • Да, величайший человек был. Есть пословица – не сотвори себе кумира, но я считаю, что таких людей в жизненном плане все должны брать пример!