Ян Скольно – еще один «Колумб»

Кристофор Колумб

Сейчас уже ясно, что Колумб не был первым. По-видимому, Америку открывали несколько раз, в разное время и в разных местах. Недаром же в средние века так живучи были легенды о «счастливых островах», о городах «семи епископов», об Атлантиде и прочих обетованных землях, расположенных на западе Атлантики. Конечно, Колумб все это слышал и, возможно, знал что-то посущественней. Есть основания думать, что плыл он проторенной кем-то дорожкой. Претендентов на пальму первенства много. «Колумбиана» — солидная, многотомная — продолжает увеличиваться: Я хотел бы остановиться на одном из кандидатов в «до-Колумбы»: на польском мореплавателе Яне Скольно.


У нас (да и за рубежом) это имя мало известно. Правда, в Польше, на предполагаемой родине Яна, написано несколько книг о нем, но поскольку достоверных данных о жизни и личности моряка мало, то и превратился он в подобие Синдбада-морехода в польском варианте.

Между тем Ян Скольно (Ян из Кольно), несомненно, вполне реальное историческое лицо. Есть основания думать, что в 1476 году он открыл полуостров Лабрадор и, по-видимому, пролив Девиса (между Гренландией и Землей Баффина). Сведения эти должны заслуживать доверия, так как даются незаинтересованными лицами, по крайней мере, на трех языках и в разное время. Самое раннее упоминание встречается в книге испанского писателя Лопеса де Гомара «История Индий». Издана в Сарагосе в 1553 году. Вот что там говорится:

«…Поляк Иоан Скольно, состоя на службе в датско-норвежском флоте, еще в 1476 году открыл берега острова Гренландии и полуострова Лабрадор…»

Затем в конце XVI века его вспоминает Корнелиус Витфлет. Ю. Хорн в книге, изданной в 1671 году, говорит об открытии Яном из Кольна, поляком, пролива Anian и земли Лабрадор. Какими документами пользовались эти писатели — неизвестно.

Поздние писатели, видимо, повторяют уже известное и мало добавляют нового. А. Гумбольдт пишет: «Этот Scolnus в 1476 году находился на службе датского короля Христиана II. Уверяют, что он высадился на Лабрадоре…»

А вот строки из книги Элизе Реклю: «Один поляк, Ян из Школьно, был послан прямо в Гренландию в 1476 году с поручением вновь завязать давно прерванные сношения с этой отдаленной землей». Добавим: с важным поручением отправлен был Ян. В 1410 году последний корабль пробился сквозь льды из Гренландии в Норвегию. После этого о Гренландских поселениях викингов не было ни слуху, ни духу. Новая датская, колонизация Гренландии, начавшаяся в 1721 году, застала на месте норвежских хуторов иглу эскимосов. Судя по всему, к юго-восточному берегу Гренландии — цели своего путешествия, Ян так и не пробился.

Мацеевский во втором томе «Польской литературы» (Варшава, 1851 год) пишет: «…Служа сначала во флоте у гданчан, перешел в датскую службу и, начальствуя над норвежским флотом (Норвегия и Дания тогда составляли одно государство), открыл землю Лабрадор в Северной Америке — имеем достоверные сведения. Но оставил ли польский мореплаватель записки о своем путешествии,— этого совсем не знаем…»

Антоний Олещинский сообщает, что «городок Кольно находится в Мазовецком (Хельминском) воеводстве…»
.
В 1900 году В. Езерский, выступив с заметкой о Яне в «Историческом вестнике», настаивал на необходимости поисков документов в архивах «гданских, датских и норвежских…», с тем, чтобы вывести «славянского Колумба» из векового забвения. Но поиски либо не проводились, либо не дали результатов. Во всяком случае, Я. Худзиковская и Я. Ястер во вступлении к книге «Люди великой отваги» (Варшава, 1955 год) относят Яна к легендарным личностям.

Раньше мы публиковали статью «Был ли Колумб в Арктике?». В ней, между прочим, Г. Анохин высказал предположение, что Колумб участвовал в смешанной датско-португальской экспедиции 1476—77 годов, плававшей под руководством Енса Скульпа в северо-западной части Атлантики.

Затем, несколько ниже, Г. Анохин приводит выдержку из другого, уже английского, документа от 1575 года, в котором говорится о проливе Баффина и Девиса. «…Это место считается морским проливом, называясь проливом Трех Братьев, и в нем никогда не бывает льда. Причина отсутствия льда — быстрое течение из моря в море. На северной стороне этого прохода в 1476 году был лоцман из Дании — Ион Сколюс».

Ион Сколюс — Ян Скольно — Енс Скульп. Не одно ли и то же это лицо? Разница — в транскрипции, и все. На постоянные искажения имени Яна указывал еще А. Олещинский: «…немцы зовут его Scolnus, Koinus…»

Итак, все — дата, имена, район плавания подтверждает, что Ян Скольно был начальником экспедиции к северо-восточным берегам Америки в 1476 году. Особое значение имеет факт, что англичане назвали его лоцманом, то есть моряком высокого класса, отлично знающим район плавания и навигацию. Итак, Ян из Кольно был в Америке раньше Колумба на 14—15 лет!

Впрочем, почему раньше? Может быть, вместе, в одно время и даже на одном корабле? Эта мысль, поначалу ошарашивающая, не так уж необоснованна. Ян Скольно, открыв пролив, назвал его проливом Трех Братьев. Почему? Ведь в те далекие времена чаще всего открытиям присваивались имена святых, хотя нередко давали и светские названия. Кто же такие эти три брата?

Предположим, что Ян назвал пролив в честь трех братьев Колумбов: Диего (моряка), Варфоломея (картографа) и Христофора (моряка). Причем тут Колумбы? Вспомним еще раз искажение фамилий иностранцами. В Португалии Колумба звали и писали Коломом, а в Испании — Колоном!

Христофер Colonus и Ян Colnus! От Скольно до Колона не дальше, чем до Сколюса, например.

Натяжка? Тогда тут же оговорюсь, что не моя, — на это совпадение имен обратили внимание давно. В 1927 году перуанец Уллоа даже отождествил самого Яна с Христофором. Но это, действительно, попахивает натяжкой… Итак, Христофор, быть может, родственник Яна и, следовательно, поляк?!

Жизнь Колумба, в особенности ее доамериканский период, — почти сплошное белое пятно. Все смутно и загадочно в его биографии. Не известно точно, где он родился. Сейчас родиной Колумба принято считать — с большим сомнением — Геную. Но «битва за родину» продолжалась до XIX века, и за честь назвать моряка своим гражданином, боролось свыше двадцати городов! Год рождения оспаривается. Его относят и к 1435, и к 1447, и к 1456 годам и так далее. Плюс — минус 20 лет! После 400-летней перепалки в ученом мире согласились, опять-таки неуверенно, считать датой рождения 1451 год. Национальность тоже долгое время была под вопросом, но так как решили, что родина Колумба — Генуя, то он генуэзец.

Отцом Колумба принято считать бедного ткача. Это вызывает сомнения: мог ли простой ткач в те времена дать такое превосходное образование сыновьям — всем трем? Диего был морским офицером, занимал в американских колониях ответственные посты и может быть, не хватал с неба звезд, но не был и Санчо Пансой — губернатором. Варфоломей — картограф и, безусловно, получил приличные знания. Сам Христофор — отличный навигатор, знал астрономию, картографию в пределах, конечно, современной ему науки. Кроме того, он владел, по меньшей мере, пятью языками. Мог ли бедный ткач вывести сыновей на ту широкую дорогу, по которой они шагали, причем неразлучно? Более осторожные ученые сомневаются в этом. И почему-то никто из детей не наследовал, как это чаще всего бывает, фамильную профессию, а все трое связали свою судьбу с морем. Вернее было бы предположить, что Колоны, или Колумбы, были выходцами из моряцкой, совсем не бедной семьи, а со средствами.

Плавал ли Колумб в Гренландию? Некоторые ученые, например Дж. Бейкер, так относятся к этому вопросу: «…В 1447 году он побывал в Англии, но рассказ о якобы предпринятой им поездке оттуда в Исландию, по-видимому, вымышлен».

В Исландии Колумб, видимо, действительно не был, но, возможно, он был гораздо дальше на западе. Вот как рассказывает Колумб об этом своем плавании: «В феврале 1477 года я плавал под парусами в сотне лье от острова Туле в направлении к острову, южная часть которого расположена на 73-м, а не на 63-м градусе широты, как поговаривают некоторые, и этот остров не вписывается внутри западных границ карты Птолемея, а расположен еще западнее. И тогда же к тому острову, который по величине почти как Англия, плыли с товарами англичане, в основном из Бристоля. А в некоторых местах приливы и отливы имели перепады до 26 локтей. Так что верно то, что остров Туле, отмеченный Птолемеем, расположен как раз там, где он указывал, и современное название этого острова — Фрислянд».

Рассказ путаный. Больше всего смущает остров Туле, неразбериха с его местоположением. Туле (Ultima Thule) переводится как «крайний предел обитаемой земли». Древние и средневековые географы помещали его к северу от Британских островов. Пифей, открывший Туле, имел в виду, вероятно, Исландию, до которой «6 дней морского пути». Но нам важно знать, что подразумевал под «Туле» сам Колумб. Он не оставляет, кажется, места для кривотолков: «Современное название — Фрислянд». А что такое «Фрислянд» — Исландия, Ян-Майен, Гренландия?

Возьмем современную Колумбу карту испанца Ла-Косы, который, кстати, был даже кормчим у Колумба; изготовлена она примерно в 1500 году. Гренландия имеет там отдаленное сходство с ее настоящими очертаниями, зато поименована «Фрисландией» и украшена английским флажком как собственность Британии! Название это не устарело даже через 100 лет, когда 11 июля 1576 года англичанин Мартин Фробишер «завидел землю Фрислянд» (то есть Гренландию. — Дж. Бейкер). Спутники Фробишера — Джордж Бест и Сетл — пишут: «Эта Фрисляндия является высокой и неровной страной. Подступающие к берегу горы почти целиком покрыты снегом, а берега — плавучим льдом. На вид она совершенно недоступна. По величине этот остров, как видно, не меньше Англии…»

Туле не мог быть Исландией, которая принадлежала датчанам, и была известна и англичанам, и даже немцам под современным названием задолго до 1477 года. Ян-Майен, по-видимому, вообще не был известен географам того времени, так как на картах сразу за северным берегом Исландии изображалось «замерзшее море» без островов. Поэтому, вероятно, Туле—Фрислянд, который имел в виду Колумб, — Гренландия. С точки зрения Колумба, она как нель¬зя лучше подходила под определение «предел обитаемой земли», край света. Остров этот «расположен как раз там, где указывал Птолемей», и вписывался в пределы карты.

Колумб плыл мимо Гренландии, южнее на 100 лье (450 км), так как в феврале ледовая обстановка не позволила бы ему взять ни севернее, ни восточнее Гренландии. Шел он «к острову», который «не вписывается внутри западных границ карты Птолемея, а расположен еще западнее».

Иначе говоря, цель экспедиции находилась еще западнее Гренландии. Это мог быть и Нью-Фаундленд, и Лабрадор, одно время считавшийся островом, и Баффинова Земля. Самый сильный довод в пользу достоверности плавания Колумба в Северной Атлантике — это упоминание о высоких перепадах приливов и отливов.

Такое примечание нельзя выдумать. Надо наблюдать это явление природы своими глазами, что возможно только в определенных местах, которые в наше время хорошо известны. Их немного: на северо-западе полуострова Лабрадор, в заливе Фробишера на Баффиновой Земле. Колумб говорит о нескольких местах с высоким приливом. Значит, он прошел значительное расстояние по проливу Трех Братьев (или проливу Девиса, или проливу Ланкастера?). И, весьма вероятно, в компании Яна Скольно, который был в северной части пролива Трех Братьев.

Самое непонятное во всем высказывании Колумба — координаты острова, южная оконечность которого, по словам Колумба, лежит на 73° северной широты. Это мог бы быть остров Дэвон, расположенный к северу от пролива Ланкастера. Но он по размерам никак не напоминает Англию.

Разгадка кроется, видимо, в ошибке самого Колумба, а «некоторые», кто «поговаривают», что южная точка безымянного острова находится на шестьдесят третьем градусе широты, — правы. Тогда это будет Земля Баффина, это ближе к истине и по величине («как Англия»).

Итак, плавание Колумба в Арктике вполне вероятно. Мало подтверждающих документов, но нет опровергающих, так как период с 1475 по 1479 год (год обоснования в Португалии) в биографии Колумба — сплошное белое пятно. Возможно также участие Колумба в плавании флотилии Яна Скольно. И даже родство Яна и Христофора, каким бы оно ни казалось фантастичным, все-таки имеет под собой почву. Уж слишком много совпадений: годы плавания — 1476—77 годы, район путешествия — северо-восточная окраина Америки; созвучие имен Scoіno, Kolnus и Colon, Coіonus. Что-то «такое» есть и в названии пролива Трех Братьев.

Автор: А. Селиков.