По следам царицы Савской. Продолжение.

Царица Савская

В вади Сирвах, лежащем на полпути между Саной и Марибом, жители, при попустительстве властей, разбирали древние сооружения и использовали камни для строительства домов. Доведенные до последней грани нищеты, бедуины восточных районов страны за бесценок продавали предприимчивым купцам поделки из филигранного серебра и меди, передававшиеся из поколения в поколение, предметы старины, которые они находили в пустыне в развалинах старых минейских и сабейских городов. Представитель Семитологической археологической ассоциации французский ученый Галеви, посетивший в 1870 году Йемен, рассказывал, что в Марибе он встретил купца, который скупал у бедуинов предметы старины для перепродажи европейцам.

Сами западные путешественники обычно вывозили из страны купленные за бесценок плиты с сабейскими надписями и статуэтки. Поэтому в музеях Лондона, Парижа и Вены коллекции памятников древней культуры Аравии гораздо богаче, чем в странах этого района.

Не так давно я совершил поездку по Эфиопии, чтобы осмотреть исторические памятники Аксума — столицы государства, которым, по легенде, правила царица Савская. Надо сказать, что в Эфиопии легенды о ней приобрели своеобразные черты. Здесь рассказывают, что царица вернулась из Иерусалима не только с подарками. Она не смогла устоять перед чарами царя иудеев и, прибыв домой, родила младенца, от которого, как гласят эти легенды, и вела происхождение свергнутая народной революцией несколько лет назад династия абиссинских негусов.

Эфиопы называют царицу Савскую Македа, а ее сына от царя Соломона — Бейна Хекем (или Ебна Хакем), что означает «сын царя» Второе его имя — Менелик. Рассказ о путешествии Македы в Иерусалим имеет множество вариантов, самый известный из которых записан в Аксуме в 19-м веке шведским миссионером Сундстремом, в котором царица Савская выступает под именем Атия-Азеб.

…Мать царя Менелика по имени Атия-Азеб была дочерью одного человека из племени тигре. В те дни племя поклонялось дракону и приносило ему жертвы. Каждая семья, когда наступала ее очередь, посылала в жертву Дракону свою перворожденную дочь. Когда наступил черед родителей Атии-Азеб, они привязали свою дочь к кроне дерева, куда должен был прилететь дракон. Но вот к месту, где она была привязана, пришли семь святых. Узнав, в чем дело, они нашли логово дракона и убили его. Капля крови дракона попала девушке на пятку, и ее нога превратилась в ослиное копытце. Атия-Азеб пришла в деревню на следующий день и показала поселянам труп чудовища. Они выбрали ее своей предводительницей…

До царицы дошли слухи о том, что в Иерусалиме есть царь по имени Соломон, излечивающий от болезней, и как только переступишь порог его дома, нога станет, как прежде. Поверив в это, она сделала себе такую прическу, чтобы походить на мужчину, перепоясалась мечом и отправилась в путь.

Царица Савская

Когда она приблизилась, царь Соломон услышал: «Царь Абиссинии прибыл». «Пусть войдет», — ответил он. И когда она прошла через порог, ее нога стала такой, какой была прежде. Она вошла к царю и взяла его за руку. Царь приказал принести хлеба, мяса и меда. И она села, чтобы поесть. Она ела и пила мало. И тут царь заподозрил, что перед ним не мужчина, а женщина. Соломон полюбил ее и сделал своей женой.

Царица решила вернуться в свою страну и дома родила мальчика, который очень походил на своего отца, даже цветом лица был как царь Соломон. Его назвали Менеликом. Когда мальчик подрос, он отправился в Иерусалим, где встретился с отцом. Есть легенда, рассказывающая, что Менелик, уезжая из Иерусалима, выкрал Моисеев ковчег завета из храма царя Соломона, оставив вместо него искусную подделку. С тех пор подлинный ковчег завета, величайшая святыня христиан Эфиопии, якобы хранится в Аксуме, но никто не смеет его видеть. Даже во время праздника Маскал, посвященного окончанию периода дождей, народу показывают лишь искусно сделанную копию ковчега.

Эта легенда, в различных вариантах, по-разному приукрашенная фантазией сказителей, известна в Эфиопии и сегодня. Ученые считают, что наиболее распространенная версия легенды о поездке Македы к царю Соломону была обработана священнослужителями в XIV веке и в этом виде получила широкое распространение.

Сторонники эфиопского происхождения царицы Савской приводят исторические факты и ссылки на авторитеты, чтобы доказать, что царица Македа жила в Аксуме, откуда и совершила поездку к Соломону. Они сообщают даже подробности: когда Македа поехала в Иерусалим, ей было 50 лет; умерла она в 986 году до нашей эры. В доказательство ссылаются на Книгу псалмов (псалом 45, стих 11—18), где прямо говорится о визите Македы в Иерусалим. Ссылаются и на то, что в Эфиопии многие религиозные обряды напоминают древнееврейские или, точнее, древние общесемитские обычаи, которые вряд ли могли укорениться без поддержки со стороны верховной власти. Это — и соблюдение субботы, и деление животных на «чистых» и «нечистых», и религиозные танцы, и даже титул бывшего императора Эфиопии, который именовался «царем Сиона».

Приехав в Аксум, я сразу же отправился на центральную площадь к огромной колонне из светло-серого гранита высотой около 20 метров и диаметром два метра. Она стоит на небольшом холме, выложенном серыми плитами, отполированными до блеска тысячами босых ног многих поколений. В одной из плит вырублены четыре углубления, видимо, для сжигания благовоний. К площади от обелиска ведет несколько ступенек.

Аксум

Вторая достопримечательность Аксума — храм Девы Мари, одна из главных святынь христиан Эфиопии. Храм сложен из небольших серых камней. Они скреплены глиной, замешанной на рубленой соломе. Здание сужается кверху. Перед квадратным зданием храма на небольшой площадке разбросано несколько гранитных монолитов, по форме напоминающих кресла. Рассказывают, что в прошлом на этом месте короновали эфиопских императоров, и потому дальше этих камней женщинам ходить не разрешалось. У ворот храма стоит небольшая медная пушка. Храм закрыт, и, чтобы попасть внутрь, нужно получить разрешение настоятеля.

Храм Девы Марии в Аксуме

Меня проводят к нему. В небольшой комнате в кресле сидит человек среднего роста, с темным морщинистым лицом и редкой бородкой. Он закутан в белое покрывало, на его голове — тюрбан. Рядом с креслом стоит радиоприемник и маленький столик с бумагами. На одной стене — лубочные изображения в нескольких картинках: легенда о царице Савской и царе Соломоне. На другой — изображение шестиконечного щита с крестом — символ слияния элементов иудаизма и христианства, характерного для религии современной Эфиопии.

Настоятель соглашается показать мне храм девы Марии… Поднимаемся по широкой каменной лестнице. Монах массивным ключом открывает грубо сколоченные, рассохшиеся двери, и я переступаю порог храма, построенного 400 лет назад.

Ковчег завета мне, естественно, не показали, и настоятель храма уклонился от разговора на эту тему. Однако о царице Савской он говорил весьма охотно. Да, царица Савская и ее предки жили в Аксуме. Здесь же, за городом, находится ее могила, которую мне предложили осмотреть.

могила Царицы Савской в Аксуме

Действительно, за городом, в полукилометре от дороги, прямо в пшеничном поле, лежат гранитные плиты с обелисками, подобными тем, которые я видел на центральной площади Аксума. Под одной из них якобы и похоронена легендарная царица. Под двумя другими, как мне объяснили, покоится прах еще двух царей Аксума, а на горе похоронен Менелик, сын царицы Савской и царя Соломона.

На обратном пути я перебирал в памяти факты, вспоминал легенду о царице Савской, записанную в Аксуме, обелиск на площади, храм девы Марии, царское кладбище в пшеничном поле, храм Аввам в Марибе. Где здесь правда, где древние мифы, а где истории, заготовленные на потребу охочим до сенсаций туристам из заморских стран? Ведь детальные исследования археологов, в частности изучение найденных в Марибе надписей и каменной кладки, свидетельствуют о том, что храм Аввам построен во второй половине VII века до нашей эры, поэтому он уж, во всяком случае, не имеет никакого отношения к гостье царя Соломона, правившего в середине X века до нашей эры.

Но народная молва, соединившая в романтическом сказании имена царя Соломона и царицы Савской, не желает считаться с историческими фактами, и сказители на обоих берегах Красного моря, в Йемене и в Эфиопии, из поколения в поколение передают легенды о пылкой страсти любвеобильного царя Соломона к красавице Билкис.

Автор: О. Герасимов.