Лица истории. Продолжение.

Рудаки

ОТКРЫТИЕ РУДАКИ

Серьезный вклад в историю культуры Востока — восстановленный Герасимовым портрет великого Рудаки, основоположника поэзии на языке фарси. Если верить преданиям, миллион триста тысяч строк написал этот поэт, живший на рубеже IX и X веков. Время сохранило около тысячи его двустиший, но и сегодня захватывает дух, и даже робость появляется при мысли, что эти творения могучего мастера пережили такие столетия, когда не раз менялось лицо мира, а они жили таинственной жизнью, они шли сквозь грохот падающих и исчезающих государств, сквозь судьбы народов и дошли до нас и звучат в наше время.

Биография Рудаки полна загадок. Блистательный поэт при дворе Саманидов в Бухаре, богат, окружен восторженным поклонением, — и вдруг опала, жестокое наказание, изгнание…

Так создан мир, таков его круговорот, — То в бездну сбросит нас, то в небо вознесет.

В какую же «бездну» забросила судьба поэта в конце его жизни? Где жил он после Бухары? Где похоронен? Спор об этом велся столетия. В его разрешении, в поисках останков «Адама поэтов» со свойственной ему страстью участвовал Герасимов. Антрополог обратился к поэзии Рудаки, перечитывал, анализировал стихотворные образы — искал в его произведениях реальные биографические черты. Ученый пришел к убеждению: Рудаки насильно ослепили, он одновременно утратил все зубы, значит, его скелет должен нести следы прижизненных изменений, особенно связанных со слепотой.

Место поисков предложил писатель Садриддин Айни. В 1956 году у горного кишлака Панджруд (в переводе с таджикского «пять рек») экспедиция раскопала небольшую площадку, напоминавшую остатки мазара — небольшого сооружения из сырцового саманного кирпича. Место это почиталось много веков, людская молва связывала его с погребением Рудаки. Действительно, на площадке оказалось древнее захоронение. Исследование скелета погребенного здесь человека показало, что дожил он до 73—75 лет, но гораздо раньше потерял, причем одновременно, все зубы. Человек перенес жестокие побои — ему сломали три ребра, поясничный позвонок. Антрополог уверенно доказал факт ослепления (глаза прижгли раскаленным стержнем железа), последующие компенсаторные изменения, прослеженные на скелете и черепе. Совокупность признаков свидетельствовала в пользу того, что здесь погребен великий Рудаки.

Историкам неизвестно, что вызвало такую жестокую кару. Нужно принять во внимание философское вольнодумство поэта, воспеваемый им культ разума, утверждение гуманизма, пронизывающего все творческое наследие Рудаки. Вряд ли они пришлись по сердцу духовным владыкам Бухары. Как предположили исследователи, немалую роль в падении и наказании Рудаки сыграло его сочувствие еретическому, так называемому карматсчому движению, проповедовавшему имущественное равенство. Ослепленный, обезображенный, поэт вернулся в родной кишлак, наступило для него время «посоха и сумы».

Известен ли облик поэта? Увы, время не сохранило никаких его изображений. На помощь пришло искусство Герасимова, который с научной достоверностью воспроизвел черты лица великого поэта X века.

«Лицо эллипсоидное, — описывал ученый его антропологические признаки, — широкое, хорошо профилированное. Пышный, красивый рот. Лицо, шея и торс с четко обрисованными мускулами, свидетельствующими о большой физической силе и тренированности организма. Этот человек не был высок, но столь пропорционально сложен, что производил впечатление человека высокого. Особую подвижность кисти следует рассматривать как профессиональное изменение руки музыканта». Вдохновенный «устод» — народный поэт, певец, музыкант — таким запоминается Абуабдулло Джафар Мухаммед, или Рудаки, таким знают его во всем мире.

ПОДЛИННЫЙ ШИЛЛЕР

Фридрих Шиллер. Мятежный бунтарь и восторженный романтик, гениальный драматург и великий гуманист, он дорог всему человечеству. Конвент революционной Франции присвоил ему, «другу свободы», звание «почетного гражданина Французской республики». «Благородным адвокатом человечества» назвал его В. Г. Белинский. Жизнь поэта оборвалась в 1805 году, в расцвете творческих сил, когда было ему 46 лет.

Шиллер

Судьба останков Шиллера оказалась печальной. Его похоронили в общем склепе на кладбище Веймара. И когда через 21 год попробовали отыскать погребение, оказалось, что захоронения в склепе разрушены. Тем не менее, среди семи десятков черепов по ряду признаков был опознан череп Шиллера. Прошло полвека. И вдруг в 1883 году известный анатом Велькер после тщательных исследований заявил, что произошла ошибка.

Ученые вновь провели раскопки на месте уже совершенно разрушенного склепа и нашли там еще один череп, по размерам близкий к посмертной терракотовой маске Шиллера. Острейшую дискуссию вели несколько поколений анатомов, а вопрос все оставался спорным. Академия наук Германии предложила Герасимову заняться «загадкой Шиллера».

«Поздним сентябрьским вечером 1961 года вместе с группой немецких ученых я пришел на старое кладбище, — рассказывал Михаил Михайлович. — Войдя в сравнительно большое каменное здание, мы спустились по винтовой лестнице в подземелье. Сводчатый потолок подпирали четыре колонны. При свете канделябра на саркофагах красного дерева сверкнули два великих имени: Шиллер и Гёте». Герасимов тщательно обследовал оба черепа, приписываемых Шиллеру. Первые графические реконструкции он сделал тут же, на глазах у авторитетной комиссии. Одно из восстановленных лиц — короткий нос, резко выступающий пухлый (женский) рот — явно не имело отношения к Шиллеру. Зато вторая реконструкция взволновала шиллероведов: они увидели тонкий, вдохновенный, столь знакомый облик. Это действительно он! Так разрешился долгий спор.

ВЕНЕРА ДОЛЬНИХ ВЕСТОНИЦ

Миловидное женское лицо, вполне современная прическа — ни намека на традиционную в нашем представлении первобытную дикость. Между тем эта женщина, по точным данным радиокарбонного анализа, пришла к нам из 27-го тысячелетия до нашей эры. На выставке — портрет «кроманьонки», представительницы современного типа человека со всеми антропологическими признаками Homo sapiens: у нее высокий свод черепа, отсутствует надглазничный валик, четко выражен подбородок.

женщина

Погребение, послужившее основой для реконструкции, обнаружил чешский археолог Болеслав Клима при раскопках стоянки верхнего палеолита в Дольних Вестоницах, в Моравии. Обряд захоронения наглядно характеризовал первобытные верования, связанные с погребальным культом, представлениями о переходящей в иной мир душе умершего. Скелет был скорчен: возвращения мертвых боялись, потому труп связывали, придавая ему такую позу. Покойного густо обсыпали охрой — красный цвет символизировал жизнь, магическую замену крови. Тело женщины оказалось покрытым двумя лопатками крупного мамонта — чтобы ей не «подняться».

На стоянке изучены жилища охотников на мамонтов. Именно охота на них составляла основу жизни людей. Гигантских животных подгоняли к обрыву, откуда они падали, расшибались и становились добычей племени. Огромное количество костей мамонтов встречено в слое поселения.

При раскопках стоянки Дольние Вестоницы наряду с многочисленными каменными орудиями найдена древнейшая в мире керамика (терракота — глина, подвергшаяся специальному обжигу) — фигурки животных и людей. Выразительны женские скульптуры, вырезанные из мергеля и мамонтовых клыков, так называемые палеолитические Венеры. Первобытное человеческое стадо сменила материнская родовая община, и изображение женщины стало олицетворением земли. Статуэтка символизировала хранительницу рода — мать-прародительницу. Интересно, что основанием для фасона прически женщины из Дольних Вестониц, воссозданной Герасимовым, послужила одна из найденных здесь керамических женских головок: скульптор разглядел у нее завязанные характерным узлом волосы.

Антропологический интерес реконструированного портрета значителен. Герасимов, разделявший распространенную в науке точку зрения о несхожести рас верхнего палеолита и современных людей, все же считал возможным рассматривать женщину из Дольних Вестониц, жившую в отдаленнейшие времена у глетчеров приледниковой Европы, уже как представительницу европеоидного расового ствола.

Портрет палеолитической женщины стал последней работой ученого… «Я ищу лица», — говорил о деле своей жизни Герасимов. И он искал, находил, воссоздал в скульптуре свыше 200 лиц — целую галерею человеческой истории. В творческом наследии ученого — фундаментальные монографии, статьи, документальные кинофильмы. В них — программа для его учеников и последователей, работающих в созданной им лаборатории пластической реконструкции при Институте этнографии, в научных учреждениях Петербурга, Еревана, Алма-Аты, Вильнюса. Метод Герасимова вошел в арсенал современной науки, воспринят за рубежом — в Германии, Польше, Румынии и других странах. Работы М. М. Герасимова, сплав науки и искусства, по-прежнему вызывают большой интерес во всем мире.

Автор: А. Векслер.