Как была возрождена пирамидология

Пирамида

Игрой с цифрами Смит и его последователи (смотрите нашу прошлую статью) не ограничились, а пошли значительно дальше. Они обнаружили в Великой пирамиде атомные веса отдельных элементов, массу других полезных сведений из сферы естественных наук и, наконец, вторглись в заповедные владения историков.

Так, Смит смог «прочитать» в пирамиде Хуфу все значительные события истории человечества, прошлой и будущей — от библейского сотворения мира до второго пришествия, которое пирамида «обещала» на 1881 год. Кто-то выдвинул версию, будто постройка пирамиды велась с помощью магии: блоки якобы укладывались на полотнища папируса, испещренные волшебными символами, поднимались на них, как на ковре-самолете, в воздух и плыли к строительной площадке. Идея магии подхвачена, и вот уже утверждается, что пирамида была сооружена как «хранилище философского камня» или, на худой конец, как храм для совершения тайных обрядов (несмотря на то, что специально для жреческих ритуалов рядом с пирамидой был выстроен погребальный храм). Кто только не занимался пирамидами — розенкрейцеры и нумерологи-каббалисты, христианские ортодоксы и философы-мистики, даже знаменитая основательница теософии Елена Блаватская.

Пришел XX век, получила небывалый размах научная фантастика, и пирамидология перестроилась сообразно с духом времени. Теперь уже о Великой пирамиде говорят как о «машине времени», о «двери» в иной мир, о воротах в четвертое измерение…

Чрезвычайно устойчивым оказался миф о «заклятье Тутанхамона», будто бы настигавшем каждого, кто осмеливался осквернить усыпальницу фараона. В 20-е годы во многих периодических изданиях ученые авторитеты и журналисты увлеченно подсчитывали число жертв векового заклятья. В их список попал и первооткрыватель гробницы Тутанхамона археолог Говард Картер. К досаде газетчиков, он оказался жив и даже, прочитав свой некролог, собственноручно написал его автору письмо, которое заканчивалось словами: «В духовном отношении мы явно ушли от древних времен не так далеко, как это предполагают некоторые добропорядочные люди»…

В середине столетия интерес к пирамидам поувял. Но в самом конце 60-х годов неожиданно расцвел вновь, оживленный сенсационными сочинениями Эриха фон Деникена.

Трудно обнаружить какой-либо раздел современной «паранауки», которого не коснулся бы в своих книгах энергичный владелец отеля в швейцарском городке Давос. Если бы существовало понятие «принципиально антинаучный метод», то пророком его, безусловно, следовало бы считать Деникена. Лжет он (будем называть вещи своими именами) с какой-то отчаянной увлеченностью, лжет легко, подчеркнуто бессистемно, убежденный, что проверить его удосужатся лишь ученые педанты — но кто же читает их!

Не прошел пророк «палеокосмонавтики» (веры в то, что Землю некогда посещали инопланетяне) и мимо пирамид. Куда там стародавним пирамидологам! Век на дворе космический, и Деникен начинает методично просеивать ему одному ведомым ситом земную историю, географию, археологию, этнографию, антропологию — с единственной целью: доказать факт посещения Земли космическими гостями.

Конечно же, никакая это не усыпальница фараонов, а гигантская «криогенная камера», в которой фараон мог оставаться замороженным тысячелетиями, — а там вернется бог- астронавт Ра и возвратит фараона к жизни! «Невозможно? Сомнительно? Самые упрямые возражения исходят от людей, более всего убежденных в своей приверженности законам природы», клеймит скептиков-ученых Деникен. Однако скептики не сдаются, например Джон Слэйдек, автор книги «Новые апокрифы»: «Что до меня, то я продолжаю упрямиться и возражать: мне представляется, что астронавту Ра задачка выпала поистине «богова» — вернуть к жизни мумию, у которой удалены мозг и внутренние органы».

Читаем у Деникена далее: «Меридиан, проходящий через место, где стоит пирамида, в точности делит континенты и океаны на две равные части… Пирамида находится в центре тяжести (?) континентов». Один из соратников Деникена уточняет, что площадь обитаемой суши от Берингова пролива делится «пирамидным меридианом» ровно пополам. Кто-то не поленился, подсчитал: оказалось, что земли к западу от Каира на 7 миллионов квадратных километров больше, чем к востоку.

Если скрупулезно разбирать один за другим «аргументы» Эриха фон Деникена и его эпигонов, понадобится не статья — книга. Древняя пословица гласит: «Когда рассмеется сфинкс, погаснут звезды». Не стоит, право, испытывать его терпение, закаленное тысячелетним молчанием. Так что же — забудем про загадки и закончим тем, что о пирамидах известно абсолютно все? Никаких тайн, один лишь аромат таинственности, исходящий от немыслимой старины?

Нет, не следует недооценивать древних строителей: пирамиды хранят еще множество неразгаданных тайн. Только решать их наука будет без привлечения такой экзотики, как магия или фантастическая техника инопланетян. Мы еще многого не знаем о пирамидах. Неизвестно даже точное число их, специалист ответит расплывчато: 70— 80. Последняя, например, была раскопана в Сахаре в 1952 году. Не все пирамиды точно идентифицированы (кто строил? кому строили?), а есть и такие, что пока и не обмерены как следует.

По-прежнему восхищает и потрясает мастерство древних зодчих, создавших погребальный склеп в недрах Великой пирамиды. Гигантские гранитные плиты, которыми он выложен, столь искусно отшлифованы и пригнаны друг к другу, что мы и сейчас готовы разделить восторг первых путешественников, побывавших внутри пирамиды («между плитами не просунешь и булавки!»).

Мы знаем с достаточной уверенностью, как строились пирамиды. Может быть, наше знание и не совсем полное (в последнее время в зарубежной печати появляются сообщения, что блоки пирамид были не вытесаны из камня, а отлиты из известкового раствора, напоминающего современный бетон), однако это научное знание и оно не имеет ничего общего с «теориями» Деникена, будто бы египтяне вырезали блоки в каменоломнях с помощью лазеров и доставляли к месту назначения на вертолетах (технику, разумеется, поставили пришельцы).

А вот подлинно научный факт. В 1978 году при раскопках в районе захоронения фараона Аменемхета ІІ археологи нашли внутри гробницы, относящейся к концу XIX века до нашей эры, модель пирамиды — со всеми внутренними помещениями и переходами. Сразу не удалось установить, какой реальной пирамиде соответствует модель, но важно одно: вначале была модель! Это психологически сближает нас с древними египтянами: значит, были какие-то подобия конструкторских бюро, проектных институтов, люди мучились, искали решения, строили модели — вторую, третью, десятую, наконец, находили «оптимальный вариант», и только тогда на строительной площадке закипала работа.

С этой работой тоже все было не просто. Чиновники фараона жульничали при выплате жалованья натурой: мол, рабы — они и есть рабы, пусть довольствуются тем, что есть (хотя в строительстве, как теперь пришли к выводу египтологи, принимали участие и свободные люди). И вдруг настал день, когда строители прекратили работу. И не приступили к ней, пока им не выплатили жалованье. Может быть, это была первая в истории человечества забастовка (о ней поведал папирус, найденный в 40-х годах прошлого века).

Поразительны и астрономические знания египтян: ребра всех трех знаменитых пирамид в Гизе строго сориентированы по сторонам света — причем отклонение от истинного полюса не превышает 0,1°! В те времена египтянам неведомы были ни компас, ни полиспаст, ни подъемный кран. А отсутствие подробных письменных свидетельств на языке самих египтян и вовсе необъяснимо. О трех пирамидах в Гизе мы знаем только, кому и как их строили, да и то со слов устного предания, которому не одно тысячелетие (знаменитые «Тексты пирамид» найдены в гораздо более поздних сооружениях).

И вряд ли когда-нибудь перестанет притягивать пытливые умы главная из тайн пирамид — они сами. Стоят тысячелетия и простоят еще не один век как воплощение геометрического совершенства. Стоят, возвысившись над причудливыми орнаментами, украшениями, художественными стилями национальных культур и целых цивилизаций. Гениальная простота пирамид — вот что по-настоящему загадочно.

египетские пирамиды

…Когда взлетаешь на самолете над Каиром, первым делом ищешь взглядом пирамиды. Они всегда отчетливо видны: облачность редка в этих местах, никакая дымка не мешает обозревать Гизу. При взгляде с высоты пирамиды не теряют величественности, хотя и кажутся игрушечными. Пока самолет не поднялся высоко, приглядевшись, можно увидеть фигурку человека, взобравшегося на вершину пирамиды Хеопса. Конечно, туда влечет тщеславие. Но разве можно сравнить его с тщеславием фараонов, которых снедала сжигающая идея: воздвигнуть вечный памятник своему могуществу! А получилось, что непосредственные строители пирамиды поставили памятник, прежде всего, себе. Своему разуму, трудолюбию, дерзости.

Автор: В. Г.