История и палеоантропология

Антропология

Палеоантропология — такая область антропологии, которая изучает физический тип древних людей. Метод палеоантропологии, как и при изучении современного населения, — измерение, но сложность работы палеоантрополога состоит прежде всего в том, что многие из тех важных признаков, по которым выделяются расовые типы,— цвет волос, глаз и кожи, строение мягких частей лица,— на черепе нельзя определить. Тем не менее, на основании черепных и скелетных размеров удается устанавливать родство древних этнических групп.

В 1954 году на палеолитической стоянке Костёнки XIV, которая иначе называется Маркиной Горой (стоянка расположена в Воронежской области), было обнаружено погребение, относящееся к начальной поре позднего палеолита. Найденный в этом погребении скелет характеризовался чрезвычайно своеобразными чертами, заставлявшими вспомнить о негроидной расе. Никакие археологические данные не показывают, что в эпоху, о которой идет речь, на территории южных районов Восточной Европы существовали какие-то культурные и этнические связи с Африкой и Передней Азией. Таким образом, если бы не было проведено антропологическое исследование скелета из стоянки Маркина Гора, этот факт не был бы установлен. Мы еще не знаем, много или мало людей пришло в южнорусские степи с юга, для этого необходимы дальнейшие раскопки, которые сейчас продолжаются, и новые находки скелетов ископаемых людей. Но, во всяком случае, уже сейчас можно сказать, что мы читаем новую страницу истории древнейшего населения.

Иногда палеоантропологические данные дают более ценные сведения о родственных связях древних племен и народов, чем данные археологические. Это связано с тем, что сходство в археологическом инвентаре может быть следствием культурной общности и торговых отношений, но не непременно должно сопровождаться появлением больших масс нового населения.

В эпоху позднего неолита в восточных районах Прибалтики была распространена культура так называемой ямочно-гребенчатой керамики. Для памятников этой культуры характерно некоторое сходство синхронных по времени памятников Приуралья и Западной Сибири. Сходство это выражено очень неотчетливо, поэтому в руках археологов нет решающих доказательств восточного происхождения населения, оставившего эту культуру. Такие доказательства дает палеоантропология. Исследования показали, что в составе племен так называемой культуры ямочно-гребенчатой керамики есть небольшая, но четко выраженная примесь монголоидных элементов. Известно, что именно неолитическое население Приуралья и Западной Сибири относилось к монголоидной расе. Таким образом, палеоантропология и в данном случае сказала веское слово, после которого можно определенно утверждать, что в эпоху неолита на восточных берегах Балтийского моря жили люди, пришедшие туда из Западной Сибири.

Но этим не исчерпывается ее вклад в реконструкцию исторического прошлого. Значителен он в восстановлении численности древних коллективов, продолжительности жизни древних людей, процента детской смертности у разных племен и народов, стоящих на различных уровнях общественного развития, — одним словом, всех тех проблем, которые объединяются палеодемографией. Даже в тех случаях, когда речь идет о периодах письменной истории, часто бывает трудно извлечь какие-либо демографические сведения из письменных источников. Для эпох бесписьменной истории и для народов, не имевших своей письменности, палеоантропологический материал является единственным источником демографической информации.

В настоящее время разработаны точные методы определения пола и возраста человека по его скелету. Поэтому любой могильник, если он полностью раскопан и если при его раскопках тщательно собраны как взрослые, так и детские скелеты, может ответить на целый ряд вопросов, касающихся древнего населения. А именно: какова была средняя продолжительность жизни в коллективе у мужчин и женщин, какой процент составляли мужчины и женщины, сколько мужчин и женщин доживало до определенных возрастов, какова была детская смертность, на какие годы падал наибольший процент детских смертей и т. д.

Сравнение этих показателей в разных общественных группах и у разных народов, стоящих на неодинаковом уровне общественного развития и отделенных друг от друга часто тысячелетиями, помогает уловить общую тенденцию развития человечества и его численности в связи с развитием цивилизации. Эта тенденция состоит в непрерывном и очень резком увеличении продолжительности жизни, причем наибольший прогресс падает на последнее тысячелетие. Так, средний возраст населения трипольской культуры Молдавии (III тыс. до н, э.) равен 20 годам, средневекового населения Венгрии приблизительно — 30 годам, современного населения Венгрии — 70 годам. Громадное значение здесь принадлежит социальным условиям. Так, сравнительно совсем недавно – в дореволюционной России средняя продолжительность жизни была всего 32 года. Замечено, что увеличение общей численности человечества, особенно ее интенсивное нарастание падает на эпохи крупных достижений в развитии производительных сил. С введением земледелия, например, численность человечества на протяжении 3 000—4 000 лет возросла с нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов человек.

Антропология — наука, по своему существу занимающая промежуточное положение между биологией и историей. Человек — основной предмет ее изучения — исследуется ею как биологический вид. Но так как этот вид представляет собою принципиально иное образование по сравнению с видами животных, так как человек — явление общественное, общественные явления также входят в сферу антропологии. Может быть, именно поэтому антропология занимает одно из ведущих мест в области изучения далекого прошлого человечества, оставаясь вместе с археологией и наравне с ней единственным средством проникновения в этот отдаленный отрезок времени.

Автор: В. Алексеев.