Скифы – кочевники, пастухи, воины. Часть третья.

скифский курган

Подтвердили ли раскопки картину древней степной жизни скифов, донесенную до нас Геродотом? В основном — да. Подтвердили в ее материальном выражении, т. е. ту часть, которую только и могли подтвердить. Увиденное под курганами оказалось сходным с описанием царских похорон (хотя обнаружились и отличия). Очевидно, археологи увидели те самые бронзовые котлы для варки мяса или подобные им, о которых упоминал Геродот. Более того. Древесный уголь находили часто. Но был обнаружен и костяной (на одном поселении). Итак, вместо дров кости. Наконец, некоторые предметы искусства заставляют нас соотносить их с отдельными местами «Истории». Об этом еще будет сказано. Конечно, Геродот допускал неточности. Но ведь он начинал историческую науку.

Однако вернемся к курганам. Среди всего обилия материала, в них открытого, оказалась категория вещей совершенно особого рода, уникальных изделий древности, по сей день привлекающих внимание ученых. В 1830 г. была открыта новая страница в познании истории скифов. В этом году на Керченском полуострове был раскопан курган Куль-оба.

Интереснейшие, неожиданные находки содержал каменный склеп кургана, в котором в IV в. до н. э. были похоронены три человека. Особое внимание археологов, исследовавших Куль-обу, привлекли золотые предметы (сосуд, гривна, бляшки от одежд), передававшие сюжеты, еще неизвестные науке, никогда не виданные. Это были сцены, в которых участвовали люди явно негреческого, судя по всему варварского облика. Греки так не одевались, так не причесывались, так не выглядели. Изображались вооруженные мужчины; очевидно, мастера — авторы этих вещей — стремились показать сцены из жизни воинов.

скифы

Скульптурные фигурки всадников украшали концы массивной золотой гривны (шейного обруча). Золотые штампованные бляшки, нашивавшиеся на одежды, были в виде фигур воинов, стреляющих из луков, всадников с занесенным копьем, воинов с горитами (футлярами для луков и стрел), подвешенными к поясам.

Образы каких народов передавали все эти изображения вооруженных мужчин? Вполне естественным и оправданным, стало мнение, родившееся вслед за извлечением из гробницы древних вещей. В изображенных на них человеческих фигурах увидели скифов. А из этого следовало, что получено реальное представление о жизни скифов, их облике, вооружении, одежде, возможно каких-то обычаях. Впервые удалось приоткрыть завесу над совершенно неизвестными сторонами существования древнего народа. До сих пор о скифах можно было лишь читать в сочинениях Геродота и других античных писателей, теперь удалось, как бы увидеть их.

скифы

Курган Куль-оба стал первым в ряду памятников, раскопки которых подарили науке произведения торевтики с изображениями скифов. В 1862 году начались раскопки расположенного в степном Приднепровье грандиозного Чертомлыкского кургана. Извлеченная из кургана серебряная с позолотой амфора оказалась украшенной фризом из скульптурных фигур людей, подобных уже виденным на куль-обских предметах, и лошадей (скифы в степи среди табуна, скифы, укрощающие коней — так обычно понимается эта композиция).

В 1912—1913 гг. в кургане Солоха (входил в ту же группу скифских царских курганов, что и Чертомлык) было добыто несколько предметов с изображением сцен из жизни скифов, и среди них — золотой гребень, украшенный скульптурной группой сражающихся скифских воинов.

Таковы лишь наиболее значительные находки, раскрывающие «скифскую тему» в античном искусстве, сделанные в XIX — начале XX в.

Первое, непосредственное впечатление от описываемых вещей, естественно, создается их художественным совершенством. Возьмем рельефную композицию на сосуде из Куль-обы. Большое мастерство художника в полной мере проявилось в великолепной по своим тонким оттенкам обрисовке всех действующих лиц.

скифы

Столь же художественно-выразительно передана сцена боя на солохском гребне. Мастеру, создавшему золотой гребень, удалось показать полную драматизма ожесточенную схватку. Высокое мастерство создателя гребня сказалось и в том, с каким совершенством он построил композицию — исключительно стройную, хорошо соразмерную в своих частях. Она получилась и чрезвычайно уравновешенной, и динамичной одновременно.

скифы

Чисто художественным достоинствам рассматриваемых произведений в полной мере соответствует высокий уровень их технического исполнения. Например, все фигуры, все части того же золотого гребня, то есть весьма мелкие детали, сделаны отдельно, а затем спаяны. Таким образом «собранное» изделие было отполировано. Тончайшей гравировкой были переданы пряди волос, бороды, украшения на костюмах и оружии. Отметим, что сцена боя воспроизведена в технике двустороннего рельефа. Не меньше виртуозности исполнения в чертомлыкской амфоре, в частности в создании фриза. Все его фигурки — людей и лошадей — отлиты отдельно и составили композицию, лишь будучи припаянными к поверхности сосуда.

чертомлыкская амфора

Наконец, своей скифской темой важны и интересны для нас античные произведения ювелирного искусства Северного Причерноморья. Раскрытие тех или иных сторон жизни скифского общества — основное, что дало изучение этих вещей науке. По находкам в курганах можно представить вооружение скифов, детали одежд, украшения. Эти вещи в изображении торевтов на предметах скифской темы не отличаются от своих прообразов. По отдельным археологическим находкам мы как бы знаем части и не видим целого, которое зато демонстрируется рельефными сценами. Они показывают вещи, найденные при раскопках, в «употреблении». Произведения античной торевтики дают возможность познакомиться с какими-то моментами жизни скифов, позволяют «увидеть» их в действии, наглядно их представить.

Не приходится сомневаться в том, что происхождение всех этих вещей надо связывать с античной культурой, точнее, с искусством греческих торевтов. Они изготовлены в стиле классического греческого искусства, в его традициях. Их появление могло иметь место лишь в кругу эллинских художественных представлений и возможностей. В приемах выделки вещей, образной выразительности, в композиционных решениях с характерными условностями видно лишь греческое искусство. Столь же греческими по сути своей представляются и второстепенные детали, например орнаментальные мотивы (пальметки, ветви аканфа, плетенка).

Но форма и назначение ряда произведений торевтики рассматриваемой группы не свойственны греческой культуре. Форма сосудов, имеющих шаровидное туловище (Куль-оба), характерна для многих скифских глиняных сосудов. Эти круглые сосуды изначально присущи скифской культуре; они, очевидно, употреблялись при культовых церемониях. И гривны, и бляшки, нашивавшиеся на одежды, использовались в быту скифском, а не греческом.

Итак, греческими по исполнению, но скифскими по форме можно считать большинство вещей этой группы. Изображения, представленные на них, уже давно почти всеми исследователями северочерноморских древностей единодушно рассматривались как изображения скифов. Скифы — воины, скифы в бою, скифы на привале. Действительно, военная жизнь показана широко: ожесточенные схватки (золотой гребень и серебряная обивка горита из кургана Солоха), отдых после боя (кульобский сосуд). Но и мирная жизнь не обойдена вниманием художников. На чертомлыкской вазе изображено, так сказать, типичное времяпрепровождение кочевников — скифы с лошадьми, они ловят, стреноживают коней.

скифы

Еще один сюжет — сцены охоты. На серебряном сосуде из кургана Солоха показана охота на львов. Скифы на конях, их сопровождают собаки. Два скифа ведут борьбу с львом, который вцепился в ногу коня. Один всадник замахивается на него копьем, второй целится из лука. Два других скифа, вооруженные луком и копьем, пытаются убить фантастическую львицу с рогами.

скифы

Совсем иного характера изображения можно увидеть на некоторых золотых мелких бляшках. Они передают сценки культового, ритуального значения. Так, на нашивных бляшках из курганов Куль-оба и Чертомлык изображена сидящая в кресле богиня (женский образ — редкое явление в античной причерноморской торевтике) с зеркалом в руке, перед которой сидит скиф, пьющий из ритона (сосуда в форме рога). Очевидно, перед нами обряд приобщения к божеству, сопровождавшийся возлиянием священных напитков.

Ритон с содержимым занимает важное место и в другой сцене (на бляшках Солохи и Куль-обы). Здесь два коленопреклоненных скифа пьют из одного ритона. Обычно эта композиция понимается как сцена так называемого обряда кровного побратимства, о котором шла речь в приведенном выше рассказе Геродота.

скифы

Вероятно, содержание далеко не всех сцен, украшающих изделия торевтики из скифских курганов, может быть легко понято и раскрыто. По-видимому, они носят не только или даже не столько характер зарисовок быта и жизни скифов. Может быть, в них заключен иной, более сложный смысл, отражены какие-то идеологические представления скифского общества. В науке высказывалось мнение, что подобные изображения передают события мифологического порядка, предлагалось их рассматривать как иллюстрации к скифским мифам и эпическим сказаниям.

Вернемся еще раз к изображениям скифов, обратим внимание на их внешний вид, облик. У них правильные черты лица. Лица часто суровы. Прямые длинные волосы спускаются до плеч. У большинства бороды и усы. Они одеты в двубортные кафтаны. На одежде оторочка, очевидно меховая, и узорное шитье. Обувались они в мягкие низкие сапоги, перехваченные на щиколотках ремешками. Голову покрывали остороконечными шапками, похожими на башлыки.

скифы

Во многих случаях скифы предстают перед нами с оружием в руках. Это короткие мечи, лук со стрелами, хранившимися в подвешенном к поясу горите, копья, секиры, щиты. Металлические шлемы и панцири дополняли вооружение некоторых воинов. Таким образом, произведения искусства, созданные руками греческих мастеров, носили скифский характер (форма, назначение), и сюжеты, ими передаваемые, были скифскими. Последнее подтверждается костюмом и большей частью вооружения, а также улавливаемой связью между сообщениями Геродота именно о скифах, об их обычаях и легендах и изображениями на вещах.

Автор: Я. В. Доманский.