Пути ариев – от Днепра до Инда. Часть первая.

арии

Вот уже около двухсот лет проблема происхождения индийских ариев притягивает к себе внимание ученых. С тех пор, как выяснилось, что основные языки народов Индии — ближайшие родственники европейских. Как и где сложилось это родство? Естественно было предположить общее происхождение, общих предков. Исходя из современного размещения всех родственных народов, ученые предлагали различные гипотезы о структуре древней общности, территории, которую она занимала, о механизме разделения, времени, когда оно произошло, о характере первоначального языка. А так как изо всех языковых семей мира индоевропейская изучена лучше всего, то история ее формирования оказывается своего рода эталоном для реконструкции происхождения и развития других таких семей.

Но почему несовместимые между собой гипотезы так долго сохраняют привлекательность для ученых? Почему так труден выбор между ними? По мнению автора статьи, причина в том, что расселение и разделение народов не было простым, прямолинейным и равномерным. Грандиозные древние миграции исказили и усложнили картину, перепутали следы. Необходима новая модель формирования языковых семей, такая модель, которая бы учла и включила в себя неоднократные передвижки и перетасовки населения, разнообразные контакты и смешения первоначально далеких друг от друга племен. Словом, необходимо в самой концепции учесть, что реальная история была сложнее геометрически правильных схем.

Предки индийских ариев

Создатели Ригведы и Авесты. Гимны Ригведы, древнейшего сборника священных песнопений Индии, сложены ариями. Арии, дальние родичи греков, славян, германцев и других народов Европы, вторглись в Индию с северо-запада на боевых колесницах между XVII и XIII веками до новой эры, гоня стада скота и поклоняясь сонму богов во главе с воинственным Индрой. По описаниям Ригведы, это был народ белокурый, голубоглазый, больше пастушеский, чем земледельческий, не знавший городов и железа. В долине Инда он застал древнюю цивилизацию смуглых дравидов уже в состоянии упадка, но многому от нее научился. Скрестилась кровь, слились культуры. Из смеси этих и других культур возникла богатая и красочная культура народов Индостана. Арийская речь дала начало санскриту (языку священных книг) и современным языкам хинди, урду, бенгали и другим, на которых говорит сейчас около четырехсот миллионов человек.

Другая ветвь ариев на рубеже II и I тысячелетий до новой эры захватила Иран, от нее он и получил свое название: Иран — из Арьянам («арийское»). Главное религиозное сочинение этих ариев, Авеста, составлено позже Ригведы.

Откуда арии пришли в Иран? Авеста смутно упоминает прародину ариев на берегах реки Раха (в Ригведе — Раса), а Птолемей во II веке новой эры под именем Ра знает Волгу, схоже ее и сейчас называют на мордовском языке (Раво).

В погребениях андроновской культуры Заволжья и Казахстана XVI—XI веков до новой эры (названа она по месту первой находки) раскопаны остатки колесниц, кости собаки и верблюда и глиняные фигурки верблюдов. Чтобы труп не прикасался к земле, стенки и дно могилы обложены каменными плитами.

Судя по Авесте, арии — предки иранцев — были всадниками, знали колесницы, разводили и почитали двугорбого верблюда. К умирающему приводили собак — животных бога смерти Йимы, а труп нельзя было предавать земле: ее надо беречь от осквернения.

Но где обитали до прихода в Индостан те арии, которым принадлежала Ригведа? Ясно, что они тоже пришли с севера. Где-то там сложены древнейшие из священных текстов — в них сказано, что птицы улетают на зиму, а с деревьев опадает листва. Ясно также, что первоначально эти арии (индоарии) жили по соседству со своими ближайшими родичами — предками иранских народов; язык Ригведы очень близок языку Авесты, у обеих ветвей ариев был культ наркотического напитка сомы (по-ирански — хаома), общими были некоторые боги и обычаи.

Многие археологи увлеклись идеей вывести всех ариев, в том числе и индоариев, из андроновской культуры. Эту идею отстаивают К. Ф. Смирнов и Е. Е. Кузьмина в книге «Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий» (1977). Но у индоариев в отличие от ариев иранских не было ни такого интенсивного разведения и культа верблюда, ни обычая класть собак в погребения, ни стремления уберечь землю от соприкосновения с трупом. Кроме того, андроновская культура появилась в XVI веке до новой эры, а к этому времени индоарии были уже хорошо известны, и совсем в другом месте — там, где нет никаких следов андроновской культуры,— в Передней Азии.

Окаменевшие слова

В XV—XIV веках до новой эры цари и знать государства Митанни в верховьях Тигра и Евфрата носили индоарийские имена Паршашатар (арийское Прашастар — «правитель»), Тушратта (Твишратха — «быстрый колесницами») и другие. В договоре митаннийского царя Куртивазы с хеттским владыкой Супиллулиумой I (XIV век) принесена клятва четырьмя ведийскими богами — это Индара (Индра), Митра, Насатьи и Урувана (Варуна). В хеттской столице найден учебник XIV века по тренингу лошадей. Автор, митанниец Киккули, употребляет индоарийские профессиональные термины: «айка-вартана», «тера-вартана», «панца-вартана» и так далее. «Вартана» — поворот, круг, то есть пробег лошади по кругу (кстати, корень, родственный нашему «ворот», «верт»), а древнеиндийские числительные «эка», «три», «панча»…— это 1, 3, 5… В документах одной из династий Вавилона, правившей с XVI века, есть имена индоарийских богов Сурьи и Марута. Индоарийские имена Пуруша («человек»), Индарота (Индрота) и другие встречаются в документах того же времени из Сирии и Палестины.

Слова эти обзавелись в Передней Азии аборигенными окончаниями и не изменяются уже по правилам индоарийской речи, они как бы окаменели. Выходит, язык этот к середине II тысячелетия не был здесь в употреблении, он дал вклад в местную речь несколько раньше. Стало быть, в Передней Азии индоарии появились едва ли не раньше, чем в Индии. Какой была их дальнейшая судьба? Те ли это арии, которые, пусть в числе других, потом оказались в Индии?

История развития индоевропейских языков изображена здесь как дельта реки. Ветвится русло «изначального» праиндоевропейского языка, делится на рукава новых языков, которые, в свою очередь, могут дробиться. Разделением русел показано дробление языков, слиянием русел — интенсивные межъязыковые контакты. Поскольку взаимодействия сложны и многообразны, пришлось изобразить еще и нечто вроде акведуков и тоннелей. Языки, живые сегодня, вливаются в верхней части схемы в «море» современности. Линии исчезнувших языков обрываются, не дойдя до верхней границы карты. По мере возможности соблюдена широтная ориентировка (запад — слева, восток — справа). Схема предельно упрощена и, конечно, открыта для уточнений и поправок. «Они там и вымерли и в Индию попасть не могли»,— отвечает профессор И. М. Дьяконов.

«Откуда это видно?» — возражает профессор В. И. Абаев.

Данных для решения мало. Но в этом случае для темы статьи важно, что мы можем отыскивать общий исток для двух рукавов индоарийской реки — переднеазиатского и индийского.

Продолжение следует.

Автор: Л. Клейн.