Недостроенный минарет

Кальта-минор

Желтое марево висит над летней раскаленной Хивой. Пожухли розы в городском парке, и рыжая вода в арыках, кажется, из последних сил ползет вдоль улиц. Разморенный жарой город ждет вечера, и только стайка туристов, которым некогда, которые ехали за тридевять земель, чтобы поглядеть на хивинскую крепость, приближается к широкому пыльному въезду в старый город.

Размытые дождями и обкусанные ветрами башни нависают над глухими стенами дворцов и медрессе. Щелканье фотоаппаратов будит сомлевший город, и он, чтобы потрясти туристов, выдвигает им навстречу обрубок Кальта-минора, самое удивительное, что есть в этом удивительнейшим из городов.

На минуту замолкает щелканье аппаратов и жужжание камер, затихают нестройные голоса. Город добился своего. Туристы мерят шагами окружность стен минарета, глазеют на ковры изразцов и пытаются угадать на глаз высоту здания — ту, что есть, и ту, что могла бы быть. Могла бы, потому Кальта-минор, минарет, медрессе Мухаммед-Амин-хана, который должен был стать высочайшим зданием Средней Азии, остался недостроенным.

Кальта-минор

В 1855 году хан повел свою армию против кочевников-туркмен и не вернулся. А преемнику Амин-хана хотелось удивить мир чем-нибудь другим, связанным с его собственным именем.

Остался обрубок высотой в двадцать шесть метров — с восьмиэтажный дом, диаметром у основания около пятнадцати метров. И память о чуде света, которого не было.

Он не единственный — Кальта-минор. Во многих странах можно найти следы зданий, которые могли бы стать великолепными памятниками искусства, но строительство которых либо было приостановлено, либо так и не началось. Каприз властителя, предсказание астрологов, неудачная война, дворцовый переворот — мало ли что угрожает судьбе храма или пирамиды!

Шах-Джахан, Великий Могол, построил Тадж-Махал — гробницу своей жены. Многие считают, что Тадж — красивейшее здание в мире. А ведь Тадж — лишь половина чуда. Второй такой же мавзолей Шах-Джахан собирался построить для себя самого. Только этот должен был быть из черного мрамора. Сын Шах-Джахана фанатик Аурангзеб сверг отца с престола и заточил в крепость. Рассказывают, что в окно крепости Шах-Джахан мог видеть белый Тадж…

Тадж Махал

В следующей статье мы расскажем об еще одном, так и не завершившимся строительстве.

Автор: Игорь Можейко.