Аркаим – город ариев

Аркаим

В продолжение прошлой статьи «Путями ариев» приглашаем продолжить увлекательное виртуальное путешествие в древний город ариев – Аркаим.

Древние люди уважали идеальные формы, потому что в них заключался магический смысл. Если вы представите себе мандалу – знак, внешне напоминающий колесо со спицами, – вы получите почти точный план древнеарийского города. Мандала в переводе означает – платформа мироздания, иерархия космических сил. Глядя на город с высоты, понимаешь — и вправду платформа – крепкое материальное воплощение духовной идеи. Но вблизи магическое очарование исчезает, перед глазами остается лишь стертый ветрами фундамент, засыпанный землей, заросший и плоский, в котором трудно угадать творение человеческих рук.


Аркаим

Подобно вселенной, город «вращался» вокруг главной площади-квадрата. Квадрат — символ основательности, неподвижности. Площадь окружали дома, пристроенные к первому внутреннему оборонительному кольцу. За ним шел оборонительный ров вдоль которого стояли металлургические и гончарные печи, затем улица, второе кольцо домов и внешний крепостной вал. Боковые стены домов расходились радиально от центральной площади, подобно лучам солнца на детском рисунке. Четыре входа прерывали внешнюю стену-кольцо, делая город похожим на свастику — солярный знак. Главный западный вход размыкал кольцо на сорок метров, стена и ров втягивались внутрь поселения. Привычных замковых ворот не было, проход через стену напоминал лабиринт, изобилующий ловушками. В специальных местах скрывалась охрана, позиции которой были куда выгодней позиций вероятного противника.

Аркаим

Попасть сразу в центр не представлялось возможным, улица шла по кругу, естественным образом заставляя каждого пришельца оказать уважение городу. Поселение состояло из 35 жилищ во внешнем кольце и 25 — во внутреннем. Дома возводились из дерева и грунтовых блоков желтого и черного цвета. Город строился по заранее созданному проекту исходя из нужд общества — некоторые дома не имели собственных дворов, их отсекла улица. Однако некоторые дворы, наоборот, прихватывали участочек общественной площади – хитрецы жили во все времена.

В городе существовали система стока дождевых вод и отстойники. Все было продумано до мелочей. Именно это дало современным исследователям основание считать поселение прототипом городской цивилизации. Еще не городом, но уже не аморфным стойбищем.

Аркаим

Рядом с городом живих располагался город мертвых. Могильное поле также имело форму круга, защищенного глубоким рвом. В центре поля как в центре мира, лежали вожди, от них (радиально ориентированные) расходились могилы прочих граждан – могильное поле было маленькой копией города, так что мертвые и в загробном мире продолжали привычное существование в окружении любимых вещей, родственников и животных. (В одной могиле было найдено тело человека, лежащего на боку, перед глазами которого стоял большой кристалл – очевидно, он хотел взять с собой любимый предмет, чтобы тот и в другой жизни радовал хозяина. Но к сожаленью, под землей нет света, чтобы играть на гранях камня.) Единственное, что отличало мертвых от живущих, — невозможность пуститься по осени в дальнее путешествие. Они становились по-настоящему оседлыми. Живые же уходили и возвращались, и однажды ушли навсегда…

Аркаим

Арии удивительным образом сочетали в себе терпение кочевников, трудолюбие земледельцев и мастерство ремесленников. Но все же древний человек был слишком слаб перед лицом природы — он брал только то, что лежало на поверхности, и отступал, когда требовалось идти вглубь. Некогда в меловых отложениях европейской платформы древние мастера обнаружили кремень — основу производства каменных топоров. Это заставило людей заселить Европу и начать разработку недр. Но пришло время бронзы, и производства переместились к залежам медных руд. Так был освоен Урал — место, самой природой предназначенное для развития металлургии. Странно, что за 4000 лет эксплуатации эта земля еще не истощилась. Медеплавильные печи строились прямо в городе. Они имели в основании чуть больше метра, врывались в землю, верхняя часть сплеталась из прутьев, обмазывалась глиной и засыпалась песком. Там внутри, среди угля, в глиняном горшечке плавился малахит. Работали меха, и в середине печи повисал раскаленный белый шар огня. Рядом с печью рылся глубокий колодец, из его холодных темных недр в печь шел воздух, обеспечивая мощную тягу — так от воды рождался горячий бог Агни. Вода творила огонь. Огонь выжигал из руды комок меди. Поэты, наблюдая метаморфозы, слагали гимны…

Остается неясным, почему уходя с Урала (если все же они шли оттуда), арии не двинулись через «Ворота Народов» в Европу, а отправились дальше на юг. Существует легенда, что Ворота (пространная долина между Уралом и побережьем Каспийского моря) охранялись неведомым народом — динлинами. Якобы эти люди были белокожи, двухметрового роста и необыкновенного уровня развития в сравнении с окружавшими их полудикими племенами. Динлины и завернули ариев на Индостан, если вообще динлины существовали. А кое-кто утверждает, что они и были ариями, но это уже и вовсе ненаучно-непопулярные, хоть и очень красивые сказки. А вообще в истории ариев сказки — все. Кроме сожженного Аркаима, сожженной Хараппы и справедливого бога Агни, который до сих пор не утратил власти над человеком. Потому что жажда огня, как и жажда воды, неодолима.

Автор: Марк Бойм.