Леонардо Да Винчи, Джоконда и механический вертел. (А еще стиральная машина и ультразвук).

механический вертел

Перед вами — один из эскизов, сделанных рукой великого Леонардо да Винчи. Конструкция представляет собой не что иное, как механический вертел для жаркого, который приводился во вращательное движение горячими газами, выходившими из дымовой трубы. Это был, по существу, прообраз нашей газовой турбины. Привод, правда, осуществлялся так же, как у стенных часов,— с помощью подвешенной гири. Но вертикально поставленный четырехлопастный пропеллер служил регулирующим воздушным тормозом для предотвращения быстрого раскручивания колесного механизма. Под рисунком автор пишет на своем полуитальянском, полулатинском языке («зеркальной» тайнописи), что конструкция имеет автоматическую систему регулировки.

Жаркое вращалось тем быстрее, чем сильнее был жар. Зачем понадобилось это кухонное приспособление? Ведь, как известно, Леонардо был холостяком. Одна из версий (видимо, не слишком серьезная) такова: автоматический вертел предназначался для Монны Лизы, которая в течение четырех лет позировала ему для знаменитого портрета «Монна Лиза» (она же «Джоконда»). По свидетельствам современников, красавица охотно ела жаркое из гусятины.

стиральная машина

А вот еще один эскиз Леонардо. Это стиральная машина, построенная также, по-видимому, для прекрасной Монны Лизы. То, что речь идет действительно о стиральной машине, доказывает расстеленное на траве белье. Как же она действовала?

В барабан, вращаемый, подобно мельничному колесу, водой, загружалось белье. Туда же подавалась чистая вода. Стирка осуществлялась холодной водой без какого-либо намека на мыло. Это долгое время вызывало скептическую усмешку специалистов. Недаром один из биографов Леонардо да Винчи писал: «Гений осмелился заглянуть в область женского труда, в которой за отсутствием какого-либо опыта он оказался не вполне компетентным». Но каково же было изумление ученых, когда оказалось, что стиральная машина Леонардо действовала по совершенно иному принципу!

Итальянцу Казифачио таки удалось расшифровать неразборчивую надпись к рисунку, которая пролила свет на устройство машины и объяснила непонятные на первый взгляд жесты нарисованного рядом мужчины. Что же выяснилось?

Вспомним сперва, что Леонардо известен как один из первых исследователей волновой природы звука и света. В ходе своих опытов он подробно изучал волновую природу звука, наблюдал, как песок или пыль располагаются определенным узором на вибрирующей крышке стола. Ученый высказал и необычайно смелую для своего времени догадку о том, что скорость распространения звука и света конечна. Наконец, именно он экспериментально установил, что человеческое ухо воспринимает только звуки, имеющие определенный диапазон частот. Теперь каждый школьник знает, что звук, частота которого выше определенной границы (так называемый ультразвук), не слышен для человеческого уха. Но в XV веке это было величайшим открытием. Как сообщал Леонардо, неслышимый сверхвысокий звук стряхивает с ткани грязь и тем самым очищает белье.

Описанные открытия и опыты, видимо, и привели Леонардо к мысли о постройке стиральной машины. И машина эта была ультразвуковой! Как теперь доподлинно известно, в качестве генератора колебаний в машине была использована туго натянутая стальная проволока с металлическим шариком посредине. При вращении барабана зубчатое колесо задевало струну и вызывало сильные поперечные вибрации грузика. Чем быстрее вращался барабан, тем чаще становились колебания. Невыносимый шум разносился вокруг. Но как только частота ударов переходила предел слышимости, установка начинала работать бесшумно, на что с особой гордостью указывал сам изобретатель. Поведение мужчины, удивленно присутствующего при этом и не желающего верить своим ушам, объясняется расшифрованной теперь надписью, стоящей рядом: «Nil audibile quia ultra», что в вольном переводе означает: «Ничего не слышно, ибо ультразвук». Об этом же говорит очень высокая нота, изображенная Леонардо на нотном стане.

Таким образом, Леонардо да Винчи додумался даже до резонансного разделения материалов! Натяжение струны можно было регулировать с помощью ключа, который виден на передней стенке стиральной машины. Интересно, что Леонардо, будучи левшой, расположил ключ с левой стороны. Этот характерный признак можно обнаружить и у многих других эскизов его гениальных конструкций.

Автор: Л. Бобров.